Пока компании вынуждены оплачивать пребывание нерастаможенных грузов на складах временного хранения. При этом расходы могут составлять несколько тысяч рублей в сутки, в зависимости от категории товара и стадии его таможенного оформления. Плюс приходится платить за погрузочно-разгрузочные работы и сопутствующие услуги. Во-вторых, документ регламентирует особый порядок транспортировки товаров на пароме из калининградского порта Балтийск в ленинградский порт Усть-Луга.
- Эти поправки должны сократить финансовые и временные издержки предпринимателей, связанные с таможенным оформлением, - говорит министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова.
Пока бизнесменам, которые перевозят грузы паромом, приходится оформлять транзитные таможенные декларации. С рядом неудобств сталкиваются и физические лица, отправляясь в морское путешествие на личном автомобиле. Такие сложности обусловлены географическим положением Калининградской области. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС) предусматривает особый порядок перевозки товаров через территорию государств, которые не являются членами ТС. А самый западный российский регион "зажат" между двумя странами Евросоюза - Польшей и Литвой.
Впрочем, в случае с переправой "Балтийск - Усть-Луга" паром под флагом РФ идет из одной российской точки в другую, не заходя в иностранные порты. Поэтому морские перевозчики эксклава уверены, что таможенный транзит здесь является избыточной процедурой.
- Законопроект должен упростить оформление паромных грузов, имеющих статус товаров Таможенного союза, - заявил "РГБ" президент Ассоциации морских агентов и экспедиторов в Калининградской области Юрий Пятанов. - Работа идет в правильном направлении. Теперь главное, чтобы новый порядок оказался удобен для морских перевозчиков и грузоотправителей на практике, на уровне инструкций ФТС.
Положение о временном хранении грузов и паромной переправе - лишь малая часть законотворческой работы, которую предприниматели и власти региона проделали по итогам совещания с премьер-министром РФ, отмечает председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты, член правления КТПП Леонид Степанюк. Ранее правительство РФ утвердило правила предоставления межбюджетных трансфертов на поддержку резидентов первой калининградской ОЭЗ после отмены льгот в 2016 году. Принято решение о снижении минимального порога инвестиций для резидентов второй ОЭЗ со 150 до 50 млн руб., о субсидировании железнодорожных контейнерных перевозок и т. д.
- Сейчас главной на повестке дня стоит работа с таможенным кодексом Евразийского экономического союза, который вступает в силу в начале следующего года, - отмечает Леонид Степанюк. - Необходимо, чтобы новый кодекс учитывал особое географическое и экономическое положение Калининградской области.