15.02.2015 10:20
Общество

Православные отмечают Сретение Господне и вспоминают Страшный суд

Текст:  Мария Городова
15 февраля 2015 года Церковь отмечает сразу два события: Сретение Господне и Неделю мясопустную, о Страшном суде. Будем разбираться по порядку. Начнем с глубочайшего по смыслу праздника Сретения Господня.
Читать на сайте RG.RU

Слово "сретение" означает встречу. В основе праздника лежит,  казалось бы, обычное, почти бытовое событие: на сороковой день после Рождения  Иисуса (а мы все отмечали Рождество Христово именно сорок дней назад) родители  Богомладенца Мария и плотник Иосиф, как и было положено по закону Моисея, приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии.

Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме некий праведник Симеон - переводчик  Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Христа. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие  специально не останавливается на этом моменте, но дает нам понять, что праведный и благочестивый старец Симеон - а по преданию, к моменту встречи с Богомладенцем  ему было уже 300 лет - жил все эти долгие годы ожиданием встречи - сретения. И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и Симеон. Старец узнал в Младенце Спасителя, "взял Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпущаешь раба Твоего Владыко, по слову Твоему, с миром". Сергей Аверинцев так перевел эту знаменитую евангельскую фразу - слова праведника Симеона: "Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего, исполнив слово Твое, Владыка, ибо видели очи мои спасение Твое, уготованное Тобою для всех народов…"

Мария Городова: Как победить беса уныния и снова обрести веру

Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил пророчествование: "… и сказал Марии, Матери Его: се (т. е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу,  - да откроются помышления многих сердец". Эти слова старца Симеона прозревали ту борьбу, которая развернется вокруг явившегося в мир Христа. А слова, обращенные к юной Марии, "и Тебе Самой  оружие пройдет душу" предсказывали крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына.

Над глубочайшим смыслом Сретения - Встречи старца с Богомладенцем размышляли не только богословы, но и поэты. Вчитайтесь, как гениально формулирует самую суть Иосиф Бродский  - стих, посвященный Анне Ахматовой.

Вот как поэт описывает уход из Иерусалимского храма старца Симеона после того, как он встретил Богомладенца - уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
 (Март, 1972 г)


Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи - Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и - чудо!  - Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас! Вот такой глубокий праздник - Сретение Господне, отмечает сегодня Церковь. И в 2015 году, из-за того, что Пасху в этом году мы празднуем 12 апреля, день Сретения оказывается по соседству с Вселенской мясопустной родительской субботой (мы поминали всех усопших вчера) и совпадает с  Неделей мясопустной, о  Страшном суде. О смысле такого совпадения можно подумать на досуге, а пока напомню: слово "неделя" на церковнославянском означает воскресный день. А вот семидневный цикл в Церкви называют "седмица". "Неделя о Страшном суде" - это воскресенье, когда по церковному уставу заканчивают употребление мяса (отсюда другое название - "мясопустная неделя"), в этот день на богослужениях вспоминают грядущий Страшный суд.

Православный календарь с Марией Городовой

Вчера была Вселенская родительская мясопустная суббота, мы поминали всех усопших, от Адама до нынешних дней. Завтра Масленица, после нее, с 23 февраля начинается Великий пост, и Церковь, постепенно готовя нас к долгому пути Великого поста, воскресную службу после родительской субботы посвящает Страшному суду. Логика прозрачна: душа каждого претерпевает как частный суд, ожидающий ее после смерти, но после него нас всех ожидает и общий Суд, называемый еще Страшным судом. По учению Церкви, Страшный суд - это суд  Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии.  В храмах во время Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о грядущем Страшном суде.

Православный календарь на 2015 год

Вот как объясняет это евангельское чтение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Все мы совершаем греховные поступки - в мыслях, в делах. Сегодняшнее Евангелие помогает нам понять, что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину. Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме? Какой короткий перечень! Казалось бы, Господь, Который принес в мир заповеди, должен был бы эти заповеди и вложить в уста Божественного Судии: "Исполнил такую-то заповедь, или другую заповедь, или третью?" Господь не говорит больше о заповедях - он говорит о конкретных делах. И понятно, что этот список можно продолжить, ведь речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных -  речь идет о помощи другому человеку. А почему эта помощь другому человеку искупляет наши грехи? Да потому что в этой помощи, в этой способности творить добрые дела обнаруживается величайшая заповедь и величайшая ценность. Человек без любви в сердце не может этого делать".

С праздником!

Религия