18.02.2015 13:00
Культура

Юрий Антонов: Я всегда пел вживую, а не "под фанеру"

Гость "СОЮЗа" - известный композитор и музыкант Юрий Антонов, который 19 февраля празднует юбилей
Текст:  Андрей Васянин (vasianin@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №6 (682)
Его возраст - возраст пенсионера со стажем, но у Антонова и мыслей нет о покое, заслуженном отдыхе. Со своей группой Юрий Михайлович дает концерты в России и за границей, выступает на фестивалях, участвует в жюри телеконкурсов...
Читать на сайте RG.RU

А часто ли сегодня один из популярнейших музыкантов России вспоминает места, где он рос в семье офицера-фронтовика, где он провел молодость - Молодечно, Минск? С этого вопроса мы и начали разговор с Юрием Михайловичем в его доме под Москвой.

- Вы знаете, вспоминаю. Я достаточно давно уехал из Беларуси, но все равно чувствую внутреннюю связь с республикой, - говорит Антонов. - В Молодечно я учился в музучилище, в Минске вышел на большую сцену, это была сцена Белорусской государственной филармонии. Что ни говори - именно в Беларуси я стал музыкантом.

И создали в середине 60-х одну из первых белорусских групп - тогда это называлось вокально-инструментальным ансамблем.

Юрий Антонов: Да, "Тонику", ансамбль певца Виктора Вуячича. Дело было и вправду новым для Беларуси - ведь до того на сцену выходили ансамбли, в которых музыканты играли на кларнете, аккордеоне, контрабасе, гитаре, иногда на фортепиано. А в те годы это и начиналось - гитары, барабаны, бас, в Беларуси "Тоника" была одним из первых таких ансамблей. Я был молодой, от музыки получал удовольствие - а тут еще и зарплата...

Юрий Антонов потребовал у iTunes 450 миллионов рублей

А как сами осваивали новые инструменты?

Юрий Антонов: Я хорошо играл на аккордеоне, в училище это была моя специальность, а профессиональной игре на фортепиано, органе, синтезаторах всерьез учился уже в группе, на практике. Концертная игра приходит с концертной практикой, ее сам осваиваешь. Техника это хорошо, но если нет воображения и внутреннего расположения к игре в ансамбле - ты не сыграешь как надо.

Наверное, у Владимира Матецкого, Вадима Голутвина, Виктора Зинчука, Евгения Маргулиса и других музыкантов, прошедших через вашу группу в 70-х, такое расположение было...

Юрий Антонов: Вы еще не назвали Аркадия Укупника - отличного бас-гитариста! Пришел на прослушивание, влился в наш крепкий коллектив, и у нас, по-моему, вырос, свои таланты сейчас будь здоров, как проявляет. Те люди, которых вы перечислили, просто сами по себе были большие таланты, и у некоторых, например, у Вадима Голутвина, гитариста потрясающего, с огромной фантазией, я и сам учился. Мы в группе много чего друг у друга брали.

Юрий Михайлович, а как вы сами объясняете многолетний успех ваших песен - что в них такого: удачно найденные ритм, мелодические ходы, сочетания нот? Профессионализм или, наоборот, вдохновение?

Юрий Антонов: А почему наоборот? К тебе может прийти вдохновение, но ты напишешь ерунду. Вдохновение должно стоять на профессионализме, хороший хирург по вдохновению сотворит чудо - но только хороший! Сочиняя песню, я просто сажусь за рояль и начинаю нажимать клавиши, придумывать сочетания нот, записываю их, стираю, переделываю. Редко что-то сочиняется сразу - сейчас из такого вспоминается, наверное, только, "На улице Каштановой".

А что касается текстов? У вас к ним не подкопаешься: что в ритме, что в рифме - ни одного сбоя, изъяна...

Юрий Антонов: Хорошие слова в песнях - это очень важная часть работы. Танич, Пляцковский, Шаферан, Дербенёв, Поженян - все они, писавшие слова для моих песен, были не текстовиками, а настоящими поэтами! Со стихами я всегда много возился, что с книжными, что с принесенными автором - так, с Михаилом Рябининым мы однажды пять раз переделывали текст, и потом только появилась "Не говорите мне "Прощай"!

Юрий Антонов подал иск на 1,5 миллиона рублей против байкера Ишутина

Юрий Михайлович, без этого вопроса не обойтись - уж очень давно мы не слышали от вас новых песен! Собираетесь ли выпускать что-то к юбилею?

Юрий Антонов: Ох, как мне надоел этот вопрос! Я нигде не подписывал договоров на выпуск ежегодно определенного числа новых песен, я свободный художник, делаю столько, сколько сочту нужным! Да, сейчас я пишу новый альбом, но он идет медленно, приходится попутно решать массу дел, сейчас мы с музыкантами много выступаем, репетируем, я заседаю в жюри телевизионных конкурсов... Я работаю без выходных, не помню уже, сколько не был в отпуске. При том, что мне уже 70!

А оглушительный успех в 70-80-е, когда вы опережали в рейтингах Пугачеву, как-то изменил вас? Вы стали жестче, требовательней?

Юрий Антонов: По-моему, я никак не изменился. Разве что, как у каждого человека, у меня появилось подспудное желание экономить силы. Но я всегда был и остаюсь требователен к музыкантам, к организации работы, репетиций, концертов, к качеству звука. У меня в доме сегодня студия по оснащению - одна из лучших в стране, вчерашняя тоже была одной из лучших и позавчерашняя...

Лучшая студия, прекрасный дом, возможность свободно репетировать - деньги, которые вы зарабатываете, идут именно на профессиональные цели?

Юрий Антонов: Я не олигарх, нет у меня бесконечных средств, я все зарабатываю тяжелым трудом. 90 процентов наших артистов открывают рот "под фанеру" - я всегда пел и сейчас, в свои годы, пою сольный концерт вживую! И деньги действительно идут на качество звука, на инструменты - дорогие, выпуска 60-70-х, звучащие совершенно по-особому, не как современные. Это и гитары, и системы обработки звука. И, наконец, я теперь могу собрать настоящих, профессиональных музыкантов!

90 процентов наших артистов открывают рот "под фанеру" - я всегда пел и сейчас, в свои годы, пою сольный концерт вживую!

Это было одной из целей, ради которой вы пошли на канал "Россия" в жюри конкурса "Главная сцена"?

Юрий Антонов: Нет, мне просто стало интересно, и я не жалею, что принял предложение телевизионщиков. Я там очень уставал, сидеть надо было с 10 утра до 11 вечера, приходилось даже брать с собой подушку, отдыхал у них на диванчике. Мне очень понравился конкурс, я увидел массу талантливой молодежи, жаль вот только, что их талант, скорее всего, так и останется при них.

Отчего так?

Юрий Антонов: В стране до сих пор нет налаженной системы музыкального продюсирования. Не отдельных продюсеров, а именно системы как бизнеса. Каждого продюсера прежде всего интересует свой карман. Где, скажем, победители прежних "Голосов", "Фабрик"? В какой реестр они занесены? Спели, победили - что дальше? А ничего! Нет исполнителей, нет музыкантов.

Юрий Антонов: "Евровидение" - это занятие для домохозяек

Судя по тому, что я слышал однажды на рок-фестивале "Кубана", в вашей группе они есть. Приглашенный туда почетным гостем, вы играли настоящий рок.

Юрий Антонов: Сейчас у нас рока будет еще больше! У меня, конечно, не рок-группа, просто аккомпанирующий ансамбль, но сыграть мы можем все, что захотите. Можем и камерный, акустический концерт, можем и жесткий рок. Мы всегда играем для всех. И тогда, на "Кубане", сыграли обычный концерт, специально ничего не готовили. Я вообще не сторонник изнурительных репетиций: если все отточено, зачем мучить людей? Они ведь и дома с инструментами работают. К юбилейному концерту, который пройдет в "Лужниках" 29 апреля, мы, конечно, готовим большую программу, планируем сыграть более тридцати песен.

А сколько вы сыграли не так давно в Нью-Йорке, в знаменитом Metropolitan Club?

Юрий Антонов: О, это было интересно! Metropolitan - фешенебельный клуб, и в тот вечер для одного из важных его гостей устраивался вечер с участием звезд. В одном зале пели Иглесиас, Том Джонс, Натали Коул, в другом мы с Дайаной Росс. Дайана выступала с классной негритянской командой, которая играла так же шикарно, как танцевала. Но потом вышли мы со своим классическим репертуаром и, скажу вам, "разорвали" публику. "Убрали" Дайану.

Поп-музыка