В прошлом году УФАС возбудило 60 дел о нарушении рекламного законодательства. По 22-м из них решения уже вынесены. Общая сумма штрафов составила 2,4 миллиона рублей.
Долгое время мало кто из абонентов верил, что за назойливую телефонную рассылку можно кого-то наказать. Первое судебное дело по подобному случаю в регионе было в 2012 году. Тогда по жалобе жителя Тюмени оштрафовали один из федеральных банков. Отказаться от получения информационной рассылки клиент пытался еще на стадии оформления кредита, однако банковские работники отказались исключить данный пункт из договора. Впоследствии мужчина настоял на отключении этой "услуги", но вскоре банк вновь прислал рекламу. Клиент вскипел и пожаловался в ФАС, в итоге банк выплатил в доход государства 100 тысяч рублей. После этого случая тюменцы, собственно, и активизировались.
В большинстве случаев в распространении СМС-спама задействован не один субъект, а целые цепочки, отмечает заместитель начальника УФАС по Тюменской области Ирина Поткина. Сами организации, чьи услуги рекламируются, рассылкой занимаются редко, чаще заказывают эту работу специальным СМС-центрам. И если сами фирмы еще, бывает, располагают согласием абонентов на рассылку, то подобные центры порой особо не разбираются, кому слать рекламу заборов, а кому - шуб. И в ход зачастую идут все имеющиеся в базе номера.
Еще год назад, отмечают в УФАС, подобные дела решались преимущественно в пользу тех, кто осуществляет рассылку. В судах ответчики ссылались на то, что выполняют лишь техническую функцию по передаче сообщений и не имеют возможности знакомиться с текстами, а следовательно, оценивать, рекламные они или нет. И суды принимали такие доводы. Однако в процессе рассмотрения нескольких последних дел представители ФАС сумели доказать, что такая возможность у центров есть, а также то, что все участники цепочки являются рекламораспространителями и по закону обязаны иметь предварительное согласие абонентов на получение рассылки.
Позицию антимонопольщиков теперь поддерживают и суды. Недавно тюменское УФАС выиграло три дела подряд против крупных федеральных телекоммуникационных компаний. За каждый доказанный факт незаконной отправки рекламного сообщения ответчиков наказали 100-тысячным штрафом. Одна из организаций заплатила полмиллиона, другая - 300 тысяч рублей, третья - 200 тысяч. Кстати, максимальное наказание может достигать 500 тысяч за одно сообщение, и оно последует, если оштрафованные повторно нарушат закон.
Первая волна штрафов только пошла, но в УФАС уже отмечают некоторое снижение активности распространителей СМС-спама.
Между тем
Нередко абоненты сами дают согласие на получение информрассылки, к примеру, получая в магазине дисконтную карту. Но гораздо чаще распространители пополняют телефонную базу незаконным образом: обмениваются данными своих клиентов или даже продают их. А порой согласие и вовсе вымогают: в некоторых уличных терминалах незаконно заложена программа, обязывающая ставить галочку в графе "Соглашаюсь с условиями": иначе невозможно оплатить услугу. А как раз в этих условиях, которые большинство просто не читает, и прописана рассылка.