Ольга Юрьевна, премьер поставил задачу не допустить резкого роста цен на лекарства. Какие меры предпринимаются для их сдерживания?
Ольга Голодец: Конечно, ситуация с лекарствами сейчас одна из самых сложных, потому она находится в фокусе внимания правительства. Ключевая задача - контроль за лекарствами из списка жизненно важных препаратов. Список расширен, контроль по нему ведется с особой тщательностью. Если на открытом рынке лекарства выросли в цене в среднем по разным сегментам на 12 - 15%, то по списку ЖВНЛП рост цен сдерживается государством.
Вместе с тем нужен баланс, ведь если фармацевтическому предприятию станет невыгодно выпускать то или иное лекарство, то оно может сократить или вовсе остановить производство. Потому сегодня обсуждается разовая индексация предельных цен на лекарства из списка ЖВНЛП, которая коснется прежде всего нижнего ценового сегмента (до 50 рублей).
Аналогичный механизм контроля планируется ввести и в отношении имплантируемых медицинских изделий. Экономическая ситуация влияет на цены шунтов, стентов, эндопротезов. И если не ввести ограничения по стоимости, то рост цены серьезно ударит по гражданам, после того как закончится накопленный объем этих изделий в медучреждениях. Сейчас правительством готовится постановление о регулировании цен на медицинские изделия.
Следует выстраивать и правильные отношения с производителями. Наше основное предложение - переход на долгосрочные контракты в обмен на устойчивые цены. Речь идет о закупках для медучреждений в рамках госзаказа. Тем производителям, которые готовы локализовывать производство, будут предложены долгосрочные контракты. При таком контракте, например 7-летнем, часть производителей готовы обсуждать тему удержания цены на приемлемом для потребителя уровне.
Держать цену на протяжении семи лет, что бы ни происходило в экономике?
Ольга Голодец: Будет установлен ценовой коридор. Когда производителю гарантирован рынок, он готов поступиться частью прибыли. Это будут долгосрочные, прозрачные, понятные правила игры и для потребителя, и для производителя.
Задачей номер один остается расширение внутреннего производства всех медицинских препаратов и изделий. Это сверхзадача, потому что речь идет не просто об их доступности, но и о безопасности граждан России. Программа по импортозамещению, которая сейчас готовится в правительстве, серьезно акцентирована именно на фармацевтике.
В антикризисном плане правительства много говорится о поддержке социально незащищенных людей. Но и обычные люди могут попасть в сложную ситуацию. Что в нем есть для них?
Ольга Голодец: Программа по регулированию рынка труда одна из самых больших в антикризисном плане. Мы понимаем, что изменения коснутся других сфер занятости, чем в 2008 году. Речь идет не просто о сжатии каких-то производств в результате резкого падения спроса, но и о структурных изменениях в экономике.
Фактически придется научиться самим себя кормить, производить то, что мы не производили до этого момента. Большое число людей должны прийти в те отрасли, в которых раньше не работали, должны быть готовы освоить новые профессии, специальности. Это серьезный вызов.
В правительстве создана группа по рынку труда, она собирается еженедельно. Все отрасли нашей экономики разделены на две части. Есть отрасли, в которых ожидаемо сокращение персонала, там, где он сегодня избыточен. И отрасли-драйверы, которые задают спрос на внутреннем рынке труда.
К первым относится, например, финансовый сектор. Ко вторым - агрокомплекс, авиастроение, судостроение, строительство, IT-отрасль. Наша задача в опережающем режиме ориентировать на перспективные отрасли и регионы тех, кто испытывает трудности с работой.
Как человек, который работал в финансовой отрасли, может переориентироваться, например на IT или авиастроение?
Ольга Голодец: Даже в "технических" отраслях есть работа для менеджеров и экономистов. А кому-то придется и переобучиться. Например, что мешает менеджеру из финансового сектора управлять агропредприятием или работать в его финансовой службе? При определенном обучении и способностях к новому делу - ничего.
Государство готово помочь людям сориентироваться, получить дополнительное образование, пройти курсовую подготовку?
Ольга Голодец: Конечно. Программы, связанные с обучением и переобучением, будут финансироваться из федерального бюджета, на это предусмотрено 52 млрд. рублей. Чтобы стать их участником, не обязательно быть безработным. Есть предприятия, которые уже дают сигналы о вынужденном сокращении кадров. Их работникам служба занятости предлагает получить новую профессию и перейти на новое место работы.
За прошлый год служба занятости помогла найти новую работу 3 млн. человек. Сайт "Работа в России" сегодня один из самых популярных по числу обращений, по количеству вакансий. Напомню, у нас сейчас 900 тыс. официально зарегистрированных безработных. И 1,2 млн. вакансий.
Недавно вы говорили о том, что пока не совсем понятно, как будет развиваться ситуация на рынке труда. Может быть, как рост безработицы, так и, наоборот, увеличение потребности в кадрах. Как считаете, в какую сторону качнется маятник?
Ольга Голодец: Это тоже во многом зависит от финансовой ситуации. Если денежные ресурсы станут доступными для экономики, она получит шанс реализовать потенциал для роста, который, несомненно, есть.
Но где мы возьмем дополнительные кадры?
Ольга Голодец: У нашей страны есть большие резервы. Например, за счет повышения интенсивности и производительности труда произойдет высвобождение кадров на одних предприятиях, но люди не останутся без работы - потребность в них будет велика на других. Произойдет новая балансировка рынка труда.
Не нарушатся ли из-за кризиса планы по повышению зарплат бюджетникам, закрепленные майскими указами президента?
Ольга Голодец: Целевые показатели не меняются. Зарплаты будут повышаться в темпах, прописанных в указах.
Министр труда сказал, что, возможно, стоит подумать об отказе от материального стимулирования рождаемости. Значит, после 2016 года маткапитал могут отменить?
Ольга Голодец: Это неправильное понимание слов министра, потому что и материнский капитал, и пособие на третьего ребенка - это реальные меры по поддержке рождаемости.
Да, эксперты по-разному оценивают вклад материнского капитала в рост рождаемости. Нижний порог оценки - 40%, верхний порог - 80%. Социальный блок правительства считает, что необходимо эту программу продолжать в том же виде, что и сейчас. Мы последовательно отстаиваем эту позицию.
Есть и другие программы, ориентированные на поддержку мам, совмещающих рождение ребенка с образованием, занятостью. Многие вузы открывают ясли для детей студентов, семейные общежития. Для мам формируются специальные программы подготовки, чтобы облегчить поступление в вузы и получение профессии.