Однако уже принятые изменения в ЖКХ необходимо довести до совершенства, чтобы как можно дольше эта сфера работала эффективно.
Об этом заявил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень на конференции "Реформирование системы ЖКХ. Итоги и перспективы". Но это не означает, что перемен не предвидится: сейчас на повестке - негосударственные инвестиции, без которых дать толчок развитию отрасли невозможно. Это наглядно демонстрирует мировой опыт, рассудил Михаил Мень.
Также предстоит большая работа по решению вопросов с тарифами. Так, Аркадий Чернецкий, который занимает должность зампреда Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, во время дискуссии с министром обратил внимание, что, к примеру, цены на воду всегда остаются в сфере компетенции местных властей, поэтому часто кубометр воды в удаленных друг от друга регионах страны стоит по-разному.
Расставить все точки над "i" мог бы тарифный скачок, проведенный в один этап. Это решит вопрос цен на годы вперед.
Среди прочего сенатор предложил вводить не максимальную стоимость по тарифу, а минимальную, чтобы "дисциплинировать некоторые администрации". Михаилу Меню инициативы понравились - он пообещал, что в ведомстве их обсудят.
"Граждан интересуют не столько отдельные тарифы, сколько то, какую им в целом нужно выложить сумму за услуги ЖКХ", - напомнил министр. И добавил, что в этом гражданам и государству помогает введение совокупного платежа, который привязан к инфляции. А долгосрочное тарифное регулирование полноценно заработает с 2016 года. Уже сейчас есть регионы, которые перешли на такую систему - в прошлом году было принято 852 тарифных решения в сфере теплоснабжения.
Среди новшеств, которые просил ввести бизнес, в тариф заложено 5 процентов гарантированной предпринимательской прибыли, что открывает новые возможности для частных инвесторов. Пока будет вводиться в действие государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере ЖКХ, регионы утвердят комплекс мер для преобразования отрасли. Уже идет оценка состояния муниципальных предприятий, уточнил Михаил Мень. Это позволяет выявлять, какова на рынке доля неэффективных предприятий - пока их 28 процентов. 155 компаний находятся на разных стадиях банкротства, и часть регионов утвердила графики передачи коммунальных хозяйств в концессию.
"17 февраля правительство согласовало решение о концессиях в малых городах, так как они находятся не в таком удачном положении, как крупные населенные пункты. Речь идет о субсидиях. К примеру, Петербург уже активно привлекает на условиях концессии крупные компании, которые будут эксплуатировать там водоканал", - пояснил глава Минстроя, добавив, что это позволит специалистам повысить эффективность для конечного потребителя.
Помогать в этом будет созданный при ведомстве центр ГЧП. Сегодня наиболее привлекательны для частного бизнеса Хакасия, Вологодская, Тульская и Ростовская области, где запускают проекты ГЧП.
По оценкам независимых экспертов, подстегнуть развитие отрасли могло бы снижение ключевой ставки ЦБ с 15 до 9 процентов, так как предприятия наполовину финансируются с помощью кредитов. Но проблема здесь состоит не только в этом, но и в хронических неплатежах со стороны управляющих компаний (УК). Задолженности этих организаций тормозят инвестирование в отрасль, в то время как среди населения доля неплательщиков лишь около 5 процентов. Как правило, это любители инвестировать в покупку жилья, которые забывают за него платить.
Как же добиться дисциплины? Оксана Демченко, возглавляющая в Минстрое департамент ЖКХ, энергосбережения и повышения энергоэффективности, полагает, что надо разрешить населению заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов. "Накапливающая долги компания не ставит в известность собственников квартир, которые исправно платят по квитанциям. Необходимо ввести за это ответственность, вплоть до отзыва лицензии, а также решить, как поступать с недобросовестными квартирантами", - уверена она.
Также в Минстрое обсуждается объединение системы индивидуальных приборов учета электро- и водоснабжения. Если бы они были не в частной собственности, а в муниципальной, то проблема учета ресурсов могла бы решиться в короткие сроки.
"Управлять многоквартирным домом - процесс не менее сложный, чем рулить крупным водным транспортом, - напомнил Михаил Мень. - Но у сферы ЖКХ есть одно важное преимущество - она вечна и никакие трудности ее не пугают".