"Авиакомпании находятся в сложном финансовом положении, и необходимо решать вопросы по региональным перевозкам", - сказал в беседе с "РГ" замглавы минтранса Валерий Окулов. Спад перевозок у крупных компаний в этом году оценивается в 5%, а в ряде случаев доходит и до 30%. Снижение НДС поможет компаниям экономить до 20 млрд рублей в год, сказал представитель региональных аэропортов Евгений Чудновский. Это четверть от суммы потерь, которую перевозчики понесли из-за валютных колебаний.
И еще одной мерой для поддержки может стать увязка новой ставки НДС с аэропортами. Тогда они смогут снизить издержки, что должно уменьшить стоимость услуг для перевозчиков. Пассажиры сейчас не покрывают расходы перевозчиков.
Но это не единственная проблема. Есть и другая - расширение полетов над Россией. Авиадиспетчеры в прошлом году обслужили 1,5 млн полетов. Эта цифра была бы больше, если бы ситуация в районе Симферополя была другой, отметил глава Росавиации Александр Нерадько. В силу политических амбиций Евроконтроль настоятельно рекомендовал авиакомпаниям ЕС не летать над Крымом. Сейчас над этим сектором летает большая часть азиатских и арабских компаний. Европейцы предпочитают летать над Турцией и Ростовом-на-Дону. Но здесь также сыграла свою роль нестабильная обстановка в Луганской и Донецкой областях.
Россия не против вести переговоры и достигнуть понимания по акватории Черного моря, которая примыкает к Крыму, отметили в Корпорации по организации воздушного движения. Но пока разговора в трехстороннем формате не получается. Тем временем Киев и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) пришли к предварительному согласию о возобновлении полетов по четырем трассам над Черным морем, сообщили вчера в Государственном предприятии обслуживания воздушного движения Украины.
Получается, что идет попытка перекройки воздушного пространства в этом секторе Черного моря, но без России. Есть желание сместить южный маршрут немного севернее. Но без решения ИКАО и согласия стран-участниц это невозможно, отмечают эксперты. Открытое небо в этом секторе сейчас контролируют диспетчеры Турции, Румынии, Болгарии, Грузии, России. Болгария и Румыния контролируют небо в западной части. Турция - южную часть акватории. Крымские диспетчеры - на севере. Но никто не может своими техсредствами контролировать всю акваторию.
Кстати, уже на этой неделе несколько авиакомпаний объявили о продаже билетов по доступным ценам на наши черноморские курорты. Причем речь идет о возобновлении маршрутов, которых не было долгие годы.
Например, самый дешевый билет туда-обратно из Уфы в Симферополь обойдется в 4,5 тысячи рублей, из Хабаровска - 12 тысяч рублей. Открываются летние полетные программы в Сочи из 14 российских городов, в том числе впервые из Новосибирска, Красноярска и Тюмени.
В Росавиации "РГ" пояснили, что тарифная политика авиакомпаний регулируется свободным рынком. И уровень цен на билеты инициатива самих авиакомпаний. "Мы же отвечаем за реализацию программы субсидирования перевозок, которая позволяет снизить цены на внутренние перелеты. В прошлом году такая программа в отношении Крыма действовала. В 2015 году это также может быть урегулировано через соответствующее постановление правительства. Но такой документ пока не подписан", - рассказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
Источник в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта сообщил "РГ", что авиакомпания одного из туроператоров, заявившая бюджетные перелеты, пока не входит в их ассоциацию. "Вообще, - засомневались в ассоциации, - в условиях, когда расходная часть бизнеса растет, а аэропорты не объявляли о скидках, вводить внеэкономические механизмы довольно странно".
"Можно предположить, что некоторые компании накануне высокого сезона пытаются таким образом удержать рынок и побороть конкурентов. Непонятно, как это может аукнуться потом", - сказали "РГ" в ассоциации. Так что будьте бдительны. Лучше заранее узнать все об авиакомпании, тем более отзывы можно легко найти в Интернете.
В целом эксперты прогнозируют рост рынка внутреннего туризма в этом году как минимум на 20%. Это плюс к 30% прошлого года, когда во время массовых банкротств туроператоров люди поехали на отечественные курорты. Этот рост был бы еще выше, если бы не хромающий сервис и условия отдыха. "Очень надеемся, что местные администрации наших курортов смогут решить первоочередные проблемы. Иначе они потеряют возникший спрос", - отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Кстати
Авиарейсы в Симферополь вошли в список маршрутов, субсидируемых в 2015-м из бюджета. Летать частично за госсчет будут пассажиры в Волгоград, Иваново, Краснодар, Псков, Череповец, Саратов, Пензу, Ижевск и Грозный. В целом 12,2 млрд рублей в этом году будет пущено на субсидирование авиамаршрутов внутри России.