19.02.2015 14:47
Экономика

В Мурманске житель аварийного дома объявил голодовку

Ветеран флота из Мурманска предложил главе города обменяться квартирами
Текст:  Алексей Михайлов (Мурманск)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №0 (6606)
Ветеран рыбопромыслового флота, жилец одной из многочисленных гнилых двухэтажек, который устал от многолетних обещаний чиновников переселить его в нормальное жилье, пошел на крайнюю меру - объявил голодовку. Уже около 20 дней 63-летний пенсионер пьет только воду. За его здоровьем следят врачи.
Читать на сайте RG.RU

Дом № 15 на улице Калинина, где живет Александр Крупка, больше напоминает сарай. В деревянной времянке с кривыми стенами ходуном ходят полы. В квартире пахнет гнилью и очень холодно, в ветреные дни дом продувается буквально насквозь. В потолках на кухне и в одной из жилых комнат зияют дыры, сквозь которые можно просунуть руку на чердак. Как здесь можно жить?

- Это вы называете "холодно"? - горько усмехается хозяин в ответ на мое недоумение. - Сейчас еще ничего, на улице солнце, мороза нет. Вы побывали бы здесь, когда на улице минус двадцать… Вот тогда в квартире по-настоящему холодно.

Жилец аварийного дома предложил главе Мурманска обменяться квартирами

Как бы то ни было, ветеран флота живет в этой квартире не одно десятилетие. Сын и дочь не выдержали - перебрались на съемные квартиры. И только отец намерен "стоять насмерть". Его терпение окончательно лопнуло, когда в конце минувшего января в жилой комнате обвалилась часть потолка. Александр Андреевич намерен голодать до тех пор, пока не добьется переселения.

Друзья, которые не на шутку тревожатся за его здоровье, не раз предлагали тайком понемногу есть. Но ветеран собирается голодать честно и даже не теряет чувства юмора.

- До седьмого дня я чувствовал сильный голод, - говорит он. - Потом потребность в пище почти исчезла. А сейчас уже и воды не очень хочется, только пошатывает немного. Но я - ветеран Мурманского тралового флота, 30 лет ходил в море, к качке привык. А правда на моей стороне.

Глава муниципалитета Алексей Веллер в ответ на эту акцию заявил, что голодовка "не тот путь для переговоров с властью". По словам мэра, за последние три месяца Александр Крупка неоднократно встречался с сотрудниками администрации Мурманска и получал предложения о переселении в маневренный фонд, чтобы обеспечить в первую очередь безопасность проживания, но отвечал отказом.

- Он считает, что у него очень много мебели, и в маневренном фонде ее будет сложно разместить, - объясняет Алексей Веллер. - Не в суд же на него подавать о принудительном переселении в маневренный фонд. Хотя, может, и до этого дойдет. Город готов переселить пенсионера в безопасное помещение в маневренном фонде. Но это не значит, что мы вне очереди предоставим ему трехкомнатную квартиру. Если называть вещи своими именами, то это шантаж власти. Я с большим сочувствием отношусь к людям, которые проживают в таких аварийных домах, но власть не может позволить себя шантажировать.

После такой отповеди Александр Крупка предложил Алексею Веллеру обменяться квартирами.

Дом неоднократно включался в программу сноса, но в нем продолжали жить люди. В прошлом году его в очередной раз признали аварийным

- Есть 19-я статья Конституции, там написано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, происхождения и имущественного и должностного положения. Так пусть Алексей Борисович переберется ко мне в деревяшку, с рухнувшим потолком, а я поживу у него в хоромах.

Мэр на это ничего не отвечает, но подчеркивает, что невозможно в одночасье переселить всех обитателей деревянных домов, которых в Мурманске около 300, и призывает "быть реалистами".

"Реалистом" Александр Крупка ощутил себя еще в 1998 году, когда в его квартире в первый раз обвалился потолок. В этот момент супруга приходила в себя после операции, сам он тоже лежал в постели с двумя межпозвонковыми грыжами. Здоровым был только пятилетний сын, хорошо, что толстый слой штукатурки не упал на него. После этого случая Александру Андреевичу все же пришлось превозмочь боль в спине и отправиться на прием к тогдашнему мэру Мурманска Олегу Найденову.

- Он меня внимательно, по-доброму выслушал, - рассказывает ветеран флота. - Найденов был из поколения людей, которые еще умели слушать… Затем он позвал заведующую сектором учета и распределения жилплощади Татьяну Попову и дал ей распоряжение решить вопрос с переселением моей семьи в благоустроенное жилье. Сначала мне предложили посмотреть квартиру в таком же доме, в каком я жил, чтобы "хоть как-то улучшить условия". Я отказался. Попросили подождать. Я долго ждал, потом ушел в море, потом уехал в отпуск. И когда я был в отпуске, мне сообщили, что Олег Найденов умер.

Смольный посчитал аварийные дома пригодными для проживания

Смерть мэра чиновники сочли достаточной причиной, чтобы спустить дело Крупки на тормозах. По словам пенсионера, Татьяна Попова так и заявила: "Вопрос с повестки снят". С тех пор начались его мытарства. Дыру в потолке он заделал самостоятельно, переклеил в комнате обои. Потом побывал у председателя Мурманской областной Думы, которым в то время был Евгений Никора, и получил массу разнообразных отписок - их хватило бы, чтобы обклеить комнату еще раз. Но от обнадеживающих слов, которые были написаны в этих бумагах, жилище почему-то не становилось новее. Любопытно, что дом неоднократно включался в муниципальные программы сноса, но в нем продолжали жить люди. Александр Крупка обратился в суд, и в ходе процесса неожиданно выяснилось, что дом, оказывается, вовсе не аварийный! На этом основании ему было отказано. Буквально через несколько дней после суда Александр Андреевич получил акт о признании дома аварийным. Обратился в суд вторично, но… снова получил отказ. Не раз двухэтажку посещали межведомственные комиссии, которые исправно писали в своих заключениях, что рекомендуют городским властям переселить семью Крупки из квартиры № 5 дома на улице Калинина, 15 в безопасное жилье. Но все оставалось по-прежнему.

Сейчас Алексей Веллер заявляет, что этот дом действительно признан аварийным в апреле 2014 года, и если дать другую квартиру семье Крупка сейчас, то "будут нарушены очередность и справедливость". Даже то, что за здоровьем голодающего пенсионера пристально следят врачи, мэр вменяет "шантажисту" в вину.

- Уже три визита скорая помощь сделала в его квартиру, - возмущается Алексей Веллер. - Есть официальный доклад: ухудшений здоровья пока не усматривается. А где-то в этот момент скорой помощи не хватает, кто-то ее ждет!

Балкой по голове

Увы, падающий потолок - не такое уж из ряда вон выходящее событие для Мурманска. Осенью 2013 года похожая история произошла в доме на улице Володарского, 3 - "сталинской" пятиэтажке. В квартире семьи Герасимчук на кухне обвалился потолок. Жильцы в этот момент были дома. Больше всех пострадал 60-летний глава семьи Анатолий Герасимчук, которого балка сильно ударила по голове. Дело кончилось ссадинами и сотрясением мозга. Сейчас мужчина здоров, но некоторое время ему пришлось провести в больнице.

Как сообщил его сын Семен, городские власти предложили семье временно переселиться в другое жилье, где не было даже кроватей, поэтому они отказались от переезда. Но жить в прежней квартире тоже, мягко говоря, неуютно. Упавшая балка повредила кухонную мебель и искорежила газовую плиту. И не исключено, что подобная история может повториться в других квартирах. Как сообщили в управляющей компании, в соседних квартирах тоже провисают потолки. Сколько времени они еще продержатся, неизвестно. Дом построен в 1956 году и имеет деревянные перекрытия, которые не видны ни с чердака, ни из квартир. Чтобы проверить их состояние, нужно фактически взламывать полы.

Верховный суд разъяснил права жителей ветхих домов

- Перекрытия на верхних этажах гнили много лет, потому что крыша была дырявой, - подчеркнули в УК. - Сейчас мы получили закономерный результат: конструкции сгнили, и жилища становятся небезопасными.

Поскольку перекрытия относятся к общедомовому имуществу, жильцы должны инициировать общее собрание и решить на нем, как быть дальше. Перекрытия можно восстановить, но все это обойдется в миллионы, которых нет ни у жильцов, ни у управляющей компании, поэтому единственный выход - требовать выполнения этих работ через суд от городских властей.

- С того самого момента, как на кухне рухнул потолок, мы продолжаем жить в этой же самой квартире, - рассказал Егор Герасимчук, брат Семена. - К нам много кто приходил с тех пор, но толку не было ни от кого. Ни материальный, ни моральный ущерб нам не возместили.

По его словам, сейчас продолжается судебная тяжба с администрацией по поводу возмещения ущерба, интересы пострадавших жильцов представляет прокуратура. Недавно завершился судебный процесс, по итогам которого суд обязал мэрию сделать капитальный ремонт перекрытий пятого этажа по всему дому. Летом должны начаться работы. И тогда уже без переселения не обойтись. Вот только куда?

- В прошлом году нам предлагали двухкомнатную "конуру" на Папанина - гораздо меньше по площади, чем наша трехкомнатная квартира, - говорят братья Герасимчук. - Мы отказались. Как бы мы там жили полтора года в ожидании ремонта? Да, по идее, на время ремонта перекрытий нужно переселяться в маневренный фонд. Но что это будет за жилье, как мы там разместимся?..

Кстати

По словам председателя правления областного Союза жилищно-коммунальных предприятий Юрия Дунина, ситуации на Володарского, 3 и Калинина, 15 - лишь "первые ласточки". Подобных домов в Мурманске много, и необходимо срочное и тщательное их освидетельствование, иначе ЧП продолжатся. 

Жилая недвижимость Соцсфера Мурманск Северо-Запад