- Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Есть много учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по 6 часов в день! - высказывает свое мнение замдиректора московской школы 57 Борис Давидович. - Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе 4 примера - на дом больше 6 давать нельзя.
В 57-й физико-математической школе задачу, заданную на дом, ученик может решать целый день или неделю. "А иногда и всю жизнь!" - шутит Борис Михайлович.
Даже в тех школах, где дети учатся в две смены и заканчивают уроки поздним вечером, учителя не хотят отказываться от домашних работ.
- В свое время мы перешли на пятидневку именно из-за того, чтобы разгрузить детей и дать им лишний выходной, - говорит директор школы 17 Брянска Ирина Голикова. - Домашнее задание у нас, конечно, есть. Но учителя стараются на выходные дни задавать как можно меньше.
Вторая смена в этой брянской школе, а это 6-8-е классы, начинается в два часа и длится до семи часов вечера. Так что уроки дети обычно делают утром. В выходные - внеурочка, иными словами, те самые 10 часов внеурочной деятельности - занятия в кружках, секциях, предусмотренные стандартом. Плюс другие дополнительные занятия, так что школьникам в выходные дни не до уроков.
Есть школы, где за выполнение домашнего задания берут деньги. Называется это по-разному: платная образовательная услуга в продленке или услуга тьютора. Но суть не меняется: плати! Сначала ребенок за деньги сидит с учителем после уроков, потом приносит то, что осталось, домой и вечерами зубрит с родителями.
По данным опросов в Интернете, только 25% родителей школьников сказали, что дети тратят на домашнее задание 1 час. Почти 29% признались, что ребенок сидит за уроками 4 часа в день и больше, 11% - 3 часа и 35% - 2 часа в день.
Откуда вдруг такие перегрузки? Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе - четвероклашки напишут большую тестовую работу, где будут вопросы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру. Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание, разбавив его разнообразными пробными тестами. Плюс подготовка к ЕГЭ.
При этом сами педагоги в анонимных опросах признаются: домашние задания должны быть посильными для ребят и, главное, творческими.
Возьми на заметку
В 1 классе ни заданий, ни оценок быть не должно, во 2-3-м классах на них приходится 1,5 часа, в 4-5-х классах - 2 часа, в 6-8-х - 2,5 часа, а с 9-го по 11-й класс среднестатистический ученик не должен тратить на домашнюю работу больше 3,5 часов в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день.