Российский конкурс дебютов в этот раз оценивала команда судей во главе с Вениамином Смеховым, в нее также вошли актрисы Ирина Апексимова, Алиса Хазанова и Алена Бабенко. Жюри международного конкурса возглавлял Алексей Федорченко - режиссер сейчас работает над новой картиной по рассказу братьев Стругацких "Малыш", но нашел время и приехал в Сибирь посмотреть и оценить новое кино. Операторское жюри в лице Юрия Любшина выносило свой вердикт. Композиторское - Александр Журбин - свой.
Перед всеми, кто отсматривал дебюты, стояла задача не просто раздать призы, но и задать направление новому российскому киногоду. Программные директора фестиваля Мария Зверева и Петр Шепотинник (он сменил Андрея Плахова) стараются отобрать картины, которые потом будут интересны и зрителям, и другим фестивалям. Судьям же нужно определить сильнейшие из них. И, поскольку в этом году "Дух огня" проходил в более сжатые сроки, чем обычно, времени на то, чтобы выбрать лучших, было не так много. Но вот киносмотр огласил итоги.
В конкурсе российских дебютов приз зрительских симпатий получила картина Филиппа Коршунова "Полное превращение". Фильм, который продюсировали Юрий Обухов и Павел Санаев (он же - автор сценария), сами авторы в Ханты-Мансийске смотрели в завершенном виде в первый раз. Зрители сразу же после показа поставили картине, что рассказывает о необычном гаджете, позволяющем превращать одного человека в другого, высокие оценки.
Приз президента фестиваля вручен фильму "Класс коррекции" - этот дебют Ивана И. Твердовского уже отмечен рядом наград, и сейчас к ним добавилась еще одна.
Сразу двух призов удостоился фильм "Раскоп", рассказывающий о философии археологии и том, как эта работа сочетается с образом жизни. Лента снята по повести Максима Курочкина режиссером Сергеем Дахиным. За работу с музыкой в картине отмечен Кирилл Пирогов, за операторский труд - Петр Духовской.
Приз имени Александра Абдулова за исполнение лучшей мужской роли получил актер Егор Корешков, который снимался в картине "Братья Ч". Лучшей женской ролью названа работа сразу двух актрис - Александры Бортич и Марины Васильевой - в картине Нигины Сайфуллаевой "Как меня зовут".
Что касается международного конкурса, приз "Золотая тайга" присудили фильму открытия фестиваля - испанской мелодраме "Цветы" (режиссеры - Хон Гараньо и Хос Мари Гоэнаго). "Серебряную тайгу" получил французский фильм "Юный поэт" (Дамиен Манивель). "Бронзовую тайгу" - венгерский "По необъяснимой причине" (Габор Реис). Картины рассказывают о молодых людях, которые находятся в поиске себя. Эфиопская криминальная драма "Забвение" получила спецприз жюри.
После того, как раздали призы, обозреватель "РГ" задала несколько вопросов президенту фестиваля Сергею Соловьеву.
Сергей Александрович, обязывает ли к чему-то дебют? Подразумевает ли первый фильм ответственность?
Сергей Соловьев: К сожалению, мы сами ее уничтожаем - ответственность у дебютантов. Когда они только начинают учиться, думают о высоком, читают Сэлинджера, Апдайка. Чем ближе к финалу, тем больше меняется ситуация. Потому что выпускники понимают, что сейчас войдут в мир, где не нужен ни Сэлинджер, ни Апдайк, ни Чехов - этот список можно продолжить. Нужна какая-то дребедень, на которой можно делать деньги, и молодые люди меняются прямо на перепутье.
Насколько я знаю моих товарищей-педагогов во ВГИКе, там никто не учит, мол, стремитесь с первого курса зашибать деньгу, менять шило на мыло, все это вам пригодится в профессии. Студентам показывают картины Германа, Тарковского… Потом это исчезает и возникает ответственность ни перед зрителем, ни перед самим собой, а перед продюсером, у которого в свою очередь нет ответственности ни перед кем, потому что это мешает зарабатывать деньги.
Раньше любой фильм подразумевал высказывание - художник хотел не только самовыразиться, но сделать это талантливо и необычно.
Сергей Соловьев: Так в том и дело - все чего-то хотят. Но сейчас дебютанты еще и хотят пойти куда-то работать. И я им сам говорю, например: "Акутагаву не берите - сейчас никто не знает, кто это такой. Сейчас вам это будет мешать в практической работе, а также - кормить семью". Но есть настоящие сумасшедшие. И, когда я вижу сумасшедших такого класса, которые готовы всей своей жизнью защищать то, что они сделали на втором курсе, то им я говорю - ребята, даже не ходите в ту сторону, где продюсерское кино и кассовые успехи.
Фестиваль в этом году посвящен 70-летию Победы...
Сергей Соловьев: …и, если вы обратили внимание, в конкурсной программе не было никаких картин на военную тему. То, что фестиваль посвящен 70-летию Победы, вовсе не обозначало, что мы будем по всему миру искать картины отражающие тему. Наша задача была напомнить самим себе и молодым, кто мы и что мы сделали, что происходило в нашей стране 70 лет назад. Мы привезли в Ханты-Мансийск шедевры, которые мы знаем наизусть. Но никто не знает эти картины из молодых: они - дети фильма "Спасти рядового Райана", и у них в голове, что американцы воевали и выиграли войну. Вот почему мы привезли наши классические киноленты: чтобы мы помнили их и возобновляли в памяти то, что было на самом деле. Ведь все это - фильмы, которые не назовешь рыночными.
Что вы думаете по поводу современных фильмов о войне?
Сергей Соловьев: Очень хорошо, что режиссеры обращаются к этой теме. А уже как обращаются - другой вопрос. Знаете, как дети играют в войну? Детские "поигрушки в войну" в нашем кино иногда затмевают смысл этой трагической и великой части нашей истории.
Между тем
Фестиваль "Дух огня" по сравнению с предыдущими годами изменился, однако неизменной осталась его привлекательность. Ханты-Мансийск за прошедшее время стал городом киноманов. И не только он, но и другие города округа. Почетной гостьей фестиваля в этом году была французская актриса Катрин Денев. Представляя фильм "Последнее метро" Франсуа Трюффо, в котором она снималась, актриса стала участницей телемоста между Ханты-Мансийском, Сургутом и Нижневартовском. Задать вопрос ей мог любой из зрителей.
Все фильмы международной программы в этом году были представлены режиссером и исполнителем главной роли. Из Бразилии, Аргентины, Венгрии и других стран люди летели в далекую Сибирь ради нескольких фестивальных дней. Если все сложится, представленные дебюты откроют новые имена, и фестивальное общение даст посыл к возникновению нового кино, ведь не зря на закрытии фестиваля, вручая приз, режиссер Алексей Федорченко признался, что несколько лет назад именно на "Духе огня" нашел сюжет для своего фильма "Ангелы революции", который, кстати, вскоре увидят наши зрители.
Почетная гостья фестиваля Катрин Денев поучаствовала в телемосте Манты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск. Фото: AP