Эти проблемы руководители ведущих вузов Черноземья и председатели региональных Советов ректоров обсудили на общем заседании в Курске и пришли к выводу, что выжить (это слово все чаще звучало в аудитории) можно, только объединившись.
- Количество выпускников школ Черноземья будет равно числу бюджетных мест в вузах, - сообщил примерные параметры "благоприятной для абитуриентов" приемной кампании 2015 года ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий. - По прогнозам экспертов, в демографическую яму мы будем постепенно сваливаться до 2020 года. И потому надо договориться о том, чтобы в таких непростых условиях конкурировать честно.
Специалист привел примеры прошлых лет: в некоторых регионах выпускников агитировали и убеждали, что им нужно поступать в университеты соседней области, а если молодые люди хотели забрать оригиналы документов из одного вуза, чтобы быть зачисленными в другой, находилось немало причин, по которым сделать это было нельзя.
- Думаю, впредь всем нам нужно не "перетягивать" абитуриентов друг у друга, а, объединившись, искать их за пределами Черноземья, - отметил ректор ВГУ. - Надо активнее предлагать наши услуги в российских регионах и за рубежом.
В то же время демографическая дыра заставила представителей высшей школы задуматься и о качестве знаний абитуриентов. Дмитрий Ендовицкий отметил, что к ЕГЭ в нынешней ситуации все меньше претензий, а система оценки знаний эволюционирует. И теперь важно в самих вузах установить адекватный "порог" для поступающих, а лучших из них привлечь перспективами и "бонусами".
Ректор Курского госуниверситета Вячеслав Гвоздев отметил, что решение этих проблем потребует больших усилий. Между тем высшие учебные заведения в данный момент ограничены в средствах.
- Все мы понимаем, что надо искать абитуриентов за рубежом. Но содержать представительство вуза даже в самой недорогой стране становится накладно, - сказал он. - Может, нам пора перейти от политики конкуренции к политике сотрудничества и вместе работать для продвижения? Ведь в этом залог нашего выживания. По-другому сложно сказать, хотя и не хочется произносить это слово из 1990-х.
Ректор Липецкого государственного технического университета Анатолий Погодаев с коллегами согласился. Однако, по его мнению, часть учебных заведений не помешало бы сократить: среди них есть те, что не приносят пользы ни студентам, ни экономике региона. Качественная работа вуза нужна, прежде всего, потенциальным работодателям нынешних студентов.
- Думаю, вузам необходимо формировать долгосрочные перспективные программы сотрудничества с предприятиями, - сказал Анатолий Погодаев. - Наш университет уже так работает. Крупнейшие компании региона, резиденты особых экономических зон - все они принимают участие в подготовке кадров. Это раньше - лет 10-15 лет назад - промышленникам было все равно, кого мы готовим и как. Каждый развивался сам по себе. Но сейчас тенденция меняется. Представители промпредприятий даже участвуют в разработке образовательных программ.
По словам ректора, это полезно вузам уже потому, что не нужно беспокоиться о трудоустройстве выпускников. Оно им гарантировано, причем сами бывшие студенты адаптируются на рабочем месте моментально.
- Если же говорить о финансовой стороне дела, то только потенциальный работодатель может выплатить ребятам дополнительную стипендию или организовать зарубежную практику, - отметил Анатолий Погодаев.
Финансовый аспект волнует всех руководителей вузов. Сокращение субсидирования из бюджета вынуждает их оптимизировать издержки, в том числе за счет персонала.
- Мы понимаем, что придется резать по живому, - констатировал ректор Тамбовского госуниверситета имени Державина Вячеслав Юрьев. - Долгое время мы сокращали нагрузку многим сотрудникам, и постепенно "шагреневая кожа" дошла до предела. Теперь мы должны отправить заслуженных людей на почасовую оплату, а то и вообще попросить их больше не входить в здание университета, - сказал он. - Но не будет кадров - не будет вузов. Мы перестаем быть духовными центрами, становимся супермаркетами по продаже образовательных услуг. Нам говорят, что зарплата профессора не должна быть ниже 60 тысяч рублей, а уже дальше на нее могут "накручиваться" гранты. Однако реальная заработная плата составляет 30-40 процентов этой суммы, а значит, мы должны уволить 70 процентов персонала.
При этом все представители высшей школы уже оценили последствия такого шага. Когда после преодоления демографической ямы студентов станет больше, учить их будет некому. Сохранить кадры предлагают в центрах переподготовки и повышения квалификации, но и в этом случае, как отметили ректоры, важно поддерживать друг друга.