Как комментируют в страховых фирмах, причина в том, что продавать ОСАГО сегодня невыгодно. Лимит выплат по полису увеличен до 400 тысяч рублей, а его стоимость выросла в среднем на 300 рублей. Сейчас страховка стоит около четырех тысяч рублей. Размер компенсации в случае аварии - в среднем около 25 тысяч. Число же дорожно-транспортных происшествий в республике с каждым годом растет. Поэтому фирмы могут разориться лишь на одних выплатах.
Всякими правдами и неправдами автолюбителей уговаривают брать дополнительные услуги, например страхование собственного жилья или от укуса клеща. В итоге это выливается в приличную сумму для гражданина. Но зато он получает ОСАГО.
- Проблема в том, что после изменения законодательства с 1 января 2015 года за просроченный или отсутствующий полис приходится платить 800 рублей, а возможно и вообще лишиться номеров. Поэтому законопослушные водители, покатавшись по филиалам страховых компаний, вынуждены переплачивать, соглашаясь на дополнительные услуги страховщиков. Но получение полиса ОСАГО не должно превращаться в полосу препятствий. Люди не обязаны переплачивать страховщикам, аппетиты которых постоянно растут, - уверен Владимир Кванин, член ОНФ в Карелии.
Однако фирмы, судя по всему, подобные мнения не очень волнуют. Они вообще заявили о том, что тарифы ОСАГО нужно поднять как минимум на 30 процентов. Все из-за того, что в апреле 2015 года будет повышен размер выплат за вред, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в ДТП, до 500 тысяч рублей. Сейчас эта сумма составляет 160 тысяч. Правда, лимит начнет действовать только для тех, кто купит полис после 1 апреля. Но готовиться к этому компании начинают заранее. Кстати, базовую ставку тарифа ОСАГО и значения коэффициентов, используемых при расчете стоимости полиса, ЦБ менял два раза, с нынешнего года - только один раз. По мнению экспертов, поэтому страховые фирмы и добиваются повышения стоимости полисов по максимуму.
У Российского союза автостраховщиков есть собственные идеи по урегулированию проблемы. Здесь предлагают расширить градации стажа и возраста водителей при расчете стоимости страховки. Сейчас, например, ОСАГО исчисляется из базового тарифа с поправкой на ряд коэффициентов, которые учитывают регион, мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст владельца машины. При такой системе получается, что четырех категорий водителей недостаточно, чтобы учесть разницу в сроках нахождения за рулем и поведении автолюбителей на дорогах. Итог - более опытные владельцы машин субсидируют молодых, переплачивая за полис.
По новой системе предлагается увеличить число категорий в несколько раз и сделать четыре - по возрасту и шесть - по стажу. Цена ОСАГО возрастет сразу для всех водителей. Если раньше коэффициент получали 80-85 процентов водителей (от 23 лет и при стаже три года и больше), то теперь - только 40-50.
А пока часть автолюбителей ездит без страховки, потому что не может ее оформить. И, кстати, подобные проблемы не только в Карелии, но и в других регионах Северо-Запада. В северных районах Вологодской области агентам страхования вообще выдают лимитированное количество бланков. На селе территориальный коэффициент понижающий, и цена страховки в два раза меньше: в Вологде, например, 6,2 тысячи рублей, в Сямже - 3,3. Компании закрывают филиалы в муниципальных районах, не платят за арендуофисов и коммунальные услуги. Проще содержать нескольких агентов.
В Мурманской области выяснением отношений со страховыми компаниями занималась прокуратура, количество жалоб вынудило надзорное ведомство провести проверку. Сотрудники выяснили, что в городе Североморске неправомерно отказывали в оформлении ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков. При этом навязывали автовладельцам дополнительные услуги, в том числе страхование жизни водителя и членов его семьи, имущества и недвижимости.
По итогам проверки городская прокуратура Североморска внесла представления в адрес филиалов страховых организаций. Те отписались, что наведут порядок и накажут виновных сотрудников. Но прокуратура отмечает, что "подобные нарушения носят массовый характер и продолжают иметь место и в других страховых компаниях".
В Архангельской области УФАС заподозрило в сговоре несколько страховых компаний. Они резко сократили оформление ОСАГО, хотя традиционно имеют совокупную долю на рынке в 36,5 процента. Навязывающие невыгодные условия фирмы обязали исправить нарушения. Они пытались обжаловать решение в суде, но проиграли.
- С августа 2014 года вступила в силу административная статья, которая вводит штрафы для сотрудников страховых компаний за необоснованный отказ в оформлении договора ОСАГО или навязывание дополнительных страховых продуктов. Сумма штрафа - 50 тысяч рублей, - говорит руководитель Архангельского УФАС Денис Бугаев.
Как считает юрист Ирина Сметанина, проблема невыплат ОСАГО компаниями была актуальной всегда. Собирая с автомобилистов взносы, страховщики не только не спешат выплачивать деньги, но и под любым предлогом уменьшают суммы выплат. "Если водителю отказали в оформлении полиса, например сославшись на отсутствие бланков, надо писать жалобу в надзорные ведомства", - советует юрист.