Идея родилась в российском офисе Disney. Семь новелл, из которых состоит киноальманах, создавали на основе идей, пришедших из разных уголков России. Все его режиссеры - дебютанты, а исполнители отбирались в ходе всенародного кастинга. Что из всего этого получилось, рассказывают авторы проекта - режиссер Владимир Грамматиков и генеральный директор Disney в России Марина Жигалова-Озкан.
Владимир Грамматиков: Как известно, Disney - это, прежде всего, семейное кино. В СССР была сильная школа семейного кино, потом традиция угасла. Мы попытались определить, что же такое семейное кино в России? Были опросы, работали фокус-группы, шли исследования. Оказалось, у продюсеров свое видение семейного кино, прокатчики понимают жанр иначе, инвесторы, включая государство, предлагают третий вариант...
Мы внимательно изучили результаты и решили готовить собственные квалифицированные кадры для этой таинственной, непонятной, почти не разработанной ниши нашего кинематографа. И тогда мы с драматургом Александром Бородянским набрали мастерскую "Драматургия и режиссура семейного кино": десять режиссеров и восемь драматургов. И на анализе "золотого фонда" фильмов Disney, а также опыта российского семейного кино построили процесс обучения. Пришли талантливые ребята, загорелись идеей. Российский офис Disney поддерживал лучших студентов - выделял средства на съемки диплома и, самое важное, на продвижение фильмов. Ведь отсутствие денег на продвижение и прокат - причина, по которой хорошие фильмы остаются на полках Высших режиссерских курсов. Все, на что они могут рассчитывать, - это внутренние фестивали типа "Святой Анны". Так появилась надежда открыть этим картинам дорогу на престижные международные фестивали короткого метра.
И тогда пришла мысль об альманахе. Альманахи в последнее время стали популярны, прокатчики видят в них потенциал. Придумалась тема: "Счастье - это...". То есть, счастье - как его понимают молодые люди, наши выпускники. К чему стремятся, о чем мечтают... Для начала объявили конкурс идей для картин по 13 минут каждая. Даже два конкурса: профессиональный и любительский - участниками могли стать и начинающие сценаристы, и все желающие независимо от возраста и профессии. Пришли более полутора тысяч сценарных заявок, из которых мы отобрали 50 и отправили членам жюри, куда вошли очень разные по позициям мастера: Павел Чухрай, Сергей Урсуляк, Владимир Хотиненко, Александр Бородянский, Алексей Учитель, Павел Лунгин... Все они были заняты своими проектами, но прочитали все заявки и выбрали 28 лучших.
Мы заказали их авторам сценарии из которых жюри выбрало 7. Мы их опубликовали на сайте проекта и пригласили молодых режиссеров написать экспликации. Из 230 режиссерских заявок жюри отобрало 21, их авторы должны были защитить свой проект перед жюри и доказать преимущества своего варианта. Семь победителей получили возможность запустить свои фильмы в производство.
Об этой истории уже можно снимать "фильм о фильме". Эти новеллы самостоятельны или будут объединены каким-то единым ходом?
Владимир Грамматиков: Сначала мы хотели, чтобы был сквозной персонаж или какой-то объединяющий образ. Но как только попытались ввести общую тему, - все стало распадаться. Решили не подгонять новеллы друг к другу и делать вид, что сняли полнометражное кино. Хотелось, чтобы каждый из молодых режиссеров был свободен, чтобы это было в полной мере его кино. На площадке была прекрасная атмосфера: молодой азарт поднимал температуру до точки кипения. Эти ребята - как бенгальский огонь: горят ярко и требовательно. На съемки каждой новеллы дали три дня, оператором выступил Александр Насовский.
А кто актеры?
Владимир Грамматиков: Снимались профессиональные актеры, среди них такие известные, как Егор Бероев, Андрей Мерзликин, Борис Щербаков, Валерий Гаркалин, Сергей Пускепалис... Остальных отобрали с помощью "всенародного кастинга". Как на экзамене во ВГИКе: участники должны были прочитать на камеру отрывок из русской классики и загрузить видео на сайт.
Что это все-таки за сюжеты? По темам, жанрам.
Марина Жигалова-Озкан: Мы не ограничивали творческую свободу режиссеров, не пытались подвести их идеи к общему знаменателю, и жанр киноальманаха дал нам такую возможность. Зрителей ждет встреча с яркими и необычными персонажами: это и семья циркачей, и ссорящиеся с детства сестры, и подростки, познающие мир исключительно с помощью гаджетов, и запутавшийся в жизни клерк, и даже городской купидон. Каждому из них нужно найти ответ на важнейший вопрос - что такое счастье. Фильм получился трогательным, лиричным, местами очень веселым, с неожиданными поворотами сюжета. Мы уверены, что каждый зритель найдет в нем что-то себе близкое. Задача проекта, очевидно, дать путевку в жизнь новым режиссерским талантам и побудить их посвятить себя семейному кино.
Эксперимент удался? И как вы надеетесь сломить убежденность нашего проката в коммерческой бесперспективности такого кино?
Марина Жигалова-Озкан: Думаю, опыт удался: в беспрецедентном конкурсе участвовали более 3000 человек, нас поддержали ведущие российские режиссёры и актёры, мы выбрали победителей, сняли фильм и уже совсем скоро он выйдет на экраны. Не думаю, что у прокатчиков есть предубеждения против семейного кино: на самом деле это очень перспективная ниша. Все анимационные и игровые фильмы Disney рассчитаны на семейную аудиторию, и кассовые сборы говорят, что такое кино очень востребовано.
В России можно и нужно снимать фильмы для всей семьи, и мы активно развиваем это направление. У нас уже был положительный опыт: "Книга мастеров", первый российский фильм Disney. Он прошел с большим успехом, собрал 9 международных наград, а права на телепоказ проданы в более чем 70 стран мира. Сейчас в разработке несколько сценариев, и мы надеемся вскоре порадовать зрителей новым фильмом Disney российского производства. А пока с большим удовольствием приглашаем всех на киноальманах "Счастье - это…"!