Бюджетный "бумеранг"
Укладывать асфальт в снег южноуральским дорожникам не впервой. Все последние годы основной объем строительных дорожных работ приходился на осенне-зимний период. И нерасторопность исполнителей здесь ни при чем. Просто конкурсы среди подрядных организаций в большинстве случаев стартовали не раньше третьего квартала, а бюджетные средства направлялись им и вовсе под конец года. На заседании комитета Законодательного собрания Челябинской области по строительной политике отмечено большое число вынужденных возвратов бюджетных средств в 2014 году из-за того, что деньги попросту не успели освоить. Особенно остро эта проблема стоит для небольших городов и поселков.
- В поселке Межевом Саткинского района в прошлом году плановые дорожные работы вообще не начались, в городе Бакал не успели до наступления холодов завершить асфальтовое покрытие дорог, - перечисляет депутат Заксобрания Леонид Урмашов. -Мы из года в год бьемся над тем, чтобы вывести строительную технику на объекты как можно раньше, но ситуация повторяется.
Как рассказал глава поселка Межевого Роман Рыбаков, бюджетные средства (более трех миллионов рублей) подрядная организация, выигравшая конкурс на проведение ремонтных работ, освоить не успела. В результате муниципалитет остался с разбитыми дорогами, а деньги пришлось вернуть в региональную казну.
Раньше, когда дорожные ремонтные работы выполняло ДРСУ Саткинского района, было намного проще: асфальтобетонный завод находится всего в 10 километрах от поселка, компании всегда согласовывали график между собой и асфальт в снег не укладывали. В последние годы, когда конкурс у местного ДРСУ выиграл другой подрядчик, асфальт стали завозить издалека. Понятно, что в случае внезапного ухудшения погоды никто машины не развернет, а значит, придется катать и в снег, и в дождь. Сейчас в Межевом ждут, когда средства на ремонт дорог, возвращенные по итогам 2014-го в региональную казну, вновь придут в местный бюджет. Но сумма при этом останется прежней, значит, при нынешних ценах дорог отремонтируют меньше.
Очевидно, что более раннее проведение конкурсов среди подрядных организаций (не позднее первого полугодия) позволит избежать повсеместных возвратов бюджетных средств. По информации министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, торги в этом году стартуют уже в марте.
Пробу ставить некуда
Эксперты сходятся во мнении, что необходим более жесткий отбор подрядных организаций, выполняющих областной госзаказ. Как минимум, необходимо требовать сертификаты на строительные материалы, ввести общественный контроль качества дорожных работ, более активно привлекать научное сообщество еще на стадии разработки проектно-сметной документации. Ведь, несмотря на растущие темпы строительства дорог в регионе и областном центре, качество их оставляет желать лучшего.
Так, в 2014 году аккредитованный испытательный центр института "УралНИИстром" произвел оценку качества дорожного полотна на 36 улицах Челябинска. Пробы материала взяли в более чем 80-ти местах.
- В 30 процентах случаев асфальт не соответствовал основным требованиям в сфере дорожного строительства, - рассказывает генеральный директор института Рашид Ахтямов. - Один из наиболее распространенных дефектов - снижение толщины уложенного асфальта по сравнению с параметрами проектно-сметной документации. К примеру, вместо пяти-семи требуемых сантиметров асфальта на деле специалисты обнаруживали зачастую не более трех.
При этом именно толщина асфальта играет важнейшую роль при эксплуатации автодорог: ее недостаток чреват скорым появлением выбоин и трещин. Но это далеко не единственный брак, выявленный в ходе исследования. Часть проб (10 процентов) не прошла проверку по степени уплотнения и водонасыщению. По словам специалистов, такого рода дефекты чаще всего возникают, когда строительные работы проводятся с грубыми нарушениями или в ненадлежащих условиях. Скажем, если асфальт укладывается в снег, базовые показатели просто недостижимы.
Споткнулись на старте
Своеобразной подножкой при наведении порядка стало отсутствие региональных нормативов.
- В Челябинской области до сих пор не приняты нормативные регламенты в сфере дорожного строительства. Напомню, согласно постановлению правительства РФ перейти на новые нормативы планировали до 2011 года, однако в регионе к их разработке еще не приступали, - говорит первый вице-спикер Заксобрания Юрий Карликанов.
Как пояснил первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Борисенко, это связано с дефицитом бюджетных средств. Оптимизация областных расходов способна негативно повлиять и на разработку так называемых контрактов жизненного цикла в дорожно-строительной отрасли, предполагающих ужесточение ответственности подрядчиков за качество работ.
- В ближайшие три года такие контракты в их классическом варианте вряд ли возможны, - сообщил Дмитрий Борисенко. - При этом продолжается активная работа в рамках развития государственно-частного партнерства: два строительных объекта в области будут реализованы в рамках ГЧП.
Справка "РГ"
В результате реализации госпрограммы в Челябинской области в 2014 году введено в эксплуатацию 34,6 километра дорог общего пользования, из них 18,7 километра регионального значения и 15,9 километра - местного.