25.02.2015 15:00
Рубрика: Дороги

Прямое сообщение

Глава Минтранса отчитался перед сенаторами
Совет Федерации рекомендовал Минтрансу лишать субсидий те регионы, которые не используют полученные средства на скорейшее строительство и реконструкцию дорог.

25 февраля "на правительственном часе" в рамках заседания верхней палаты перед сенаторами выступил глава министерства Максим Соколов. Он заверил, что, несмотря на экономические трудности, ведомство по-прежнему ставит перед собой амбициозную задачу сделать транспорт одним из основных источников развития страны и ее регионов.

По словам министра, в 2014 году на развитие отрасли был направлен почти 1 триллион 400 миллиардов рублей инвестиций, что составляет около 10% от общего объема инвестиций в стране и почти 2% от ВВП России. Около трети всех инвестиций приходится на федеральный бюджет. Кроме того, в прошлом году грузооборот транспортного комплекса вырос более чем на 3%, а объем перевалки грузов в морских портах увеличился почти на 6%, достигнув рекордных 623 миллионов тонн. На воздушном транспорте общий объем перевозок пассажиров поднялся более чем на 10%, а на внутренних линиях составил более 18%. И это, отмечают в Минтрансе, рекордный показатель за все годы развития авиации страны.

Говоря о развитии сети автомобильных дорог, глава министерства отметил, что в последние годы удалось создать прочную финансовую основу содержания и развития автодорог. В течение четырех последних лет объем финансовых ресурсов, направляемых в дорожную отрасль, удвоился. В 2015 году планируется, в частности, завершение реконструкции больших участков трассы "Сортавала", ввод в эксплуатацию обходов Пятигорска, Нижнего Новгорода, подходов к Мурманску, завершение строительства моста через Енисей в Красноярске.

Важнейшая задача, которая стоит перед Минтрансом,  - введение в строй более 10 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования до 2016 года.  "Для обеспечения удвоения объемов строительства и реконструкции в период до 2022 года необходимо будет ввести в эксплуатацию еще не менее 42 тысячи км автомобильных дорог", - добавил министр. Кроме того, в ближайшие пять лет на автодорогах планируется ликвидировать накопленные в предыдущие десятилетия недоремонты и привести все трассы федерального значения в нормативное состояние к 2020 году.

Соколов также пообещал, что  в 2015 году будет разработана программа строительства скоростных автомобильных дорог, которая к 2030 году должна обеспечить прямое сообщение между основными промышленными центрами страны, централизацию и сбалансированное распределение транспортных потоков в обход Московского транспортного узла. Она будет предусматривать привлечение внебюджетных источников от 35 до 50%.

Министр рассказал сенаторам и о том, что определен исполнитель по строительству Керченской переправы, причем к июню текущего года должен быть готов полный пакет проектной документации. "Рабочее движение по мосту должно быть открыто в декабре 2018 года", - уточнил Соколов. По его словам, РЖД сейчас ведет активное строительство по железнодорожным подходам к Керченской переправе, и летом этого года все смогут увидеть, как идет стройка одного из крупнейших транспортных объектов страны.

Сенаторов особенно волновало состояние региональных и местных дорог. Многие из парламентариев отмечали, что некоторое регионы нарушают правила формирования региональных дорожных фондов и уводят из них средства на другие нужды. Особенно эта проблема возмутила спикера Совфеда Валентину Матвиенко. "Это самое главное - развитие дорожной инфраструктуры, и вот, такое безразличное отношение регионов, когда бог знает сколько месяцев не могут документацию подготовить", - возмущалась глава верхней палаты.

В связи с таким безответственным подходом она предложила министру продумать схему, по которой можно было бы лишать недобросовестные субъекты федеральных субсидий, направляя высвободившееся средства на развитие дорожной отрасли в другие регионы. Максим Соколов согласился с тем, что такую норму можно было бы принять в дополнение к штрафу за непредоставление субъектами документации на дорожно-строительные работы. 

По итогам "правительственного часа" Совет Федерации рекомендовал региональным властям полностью направлять в дорожные фонды субъектов доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты и от транспортного налога. Кроме того, верхняя палата предложила правительству повысить эффективность расходования бюджетных средств в сфере дорожного хозяйства, а также контроль за реализацией инфраструктурных проектов.