25.02.2015 16:34
Экономика

На Дальнем Востоке начали работать первые ТОР

На Дальнем Востоке начали работать первые территории опережающего развития
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (6610)
Запущены первые территории опережающего социально-экономического развития и инвестпроекты, которые станут флагманскими на Дальнем Востоке. О подробностях запуска новых проектов "Российской газете" рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Читать на сайте RG.RU

- Александр Сергеевич, какие проекты станут образцово-показательными для всего региона и какой эффект ожидается от их запуска?

Александр Галушка: Минвостокразвития России совместно с регионами, с потенциальными инвесторами детально и предметно рассмотрело возможность создания каждой конкретной площадки ТОР, реализации каждого инвестпроекта. Сегодня они соответствуют всем необходимым требованиям и критериям.

Из 15 заявок от субъектов РФ на создание ТОР были отобраны три проекта: "Хабаровск", "Комсомольск" и "Надеждинская".

Заявки отбирались по двум ключевым параметрам. Во-первых, важное значение имело наличие реально заинтересованных инвесторов, готовых начать практическое проектирование и строительство своих производств на предлагаемой территории. Во-вторых, оценивалась максимальная проработанность инфраструктурного обеспечения, позволяющая начать проектирование и строительство уже в этом году.

Для создания инфраструктуры этих трех ТОР необходимо бюджетное финансирование в размере 6,2 миллиарда рублей, объем частных инвестиций составляет 50,48 миллиарда рублей.

На Дальнем Востоке запустили первые три ТОРа
Реализация инвестпроектов на Дальнем Востоке обеспечит 89,5 миллиарда рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года и позволит создать почти 8,5 тысячи рабочих мест

По нашим расчетам запуск первых трех территорий опережающего развития даст Дальнему Востоку порядка 7000 рабочих мест. Кроме того, обеспечит развитие территорий, прилежащих к ТОР, за счет создания объектов инфраструктуры, а также развитие малого и среднего предпринимательства за счет оказания сервисных услуг резидентам ТОР.

Напомним, минвостокразвития начал отбор инвестпроектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока еще в ноябре прошлого года. Тогда поступило 39 заявок с общим объемом частных инвестиций более 1,5 триллиона рублей. В результате оценки 7 инвестиционных проектов были признаны готовыми для рассмотрения на Подкомиссии (имеется наличие проектно-сметной документации и заключение государственной экспертизы). Общий объем частных инвестиций по этим 7 проектам составляет 127,8 миллиарда рублей. Объем запрашиваемых государственных инвестиций составляет 16,8 миллиарда рублей. В результате соотношение частных инвестиций к государственным - 7:1.

Реализация этих проектов обеспечит 89,5 миллиарда рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года и позволит создать почти 8,5 тысячи рабочих мест.

Есть мнение, что ТОР создаются для китайской рабочей силы...

Александр Галушка: Нет, это не так. В первую очередь рабочие места на Дальнем Востоке создаются для дальневосточников. Во вторую - для граждан РФ, если на Дальнем Востоке не будет хватать тех или иных квалифицированных специалистов. Никакого "массового привлечения китайцев" правительство не планирует.

Хочу напомнить, что в структуре нашего министерства создан специальный департамент управления человеческим капиталом и развития трудовых ресурсов, который предметно занимается подбором и привлечением на Дальний Восток необходимых специалистов. Кроме того, в законе о ТОР предусмотрено создание на Дальнем Востоке специального агентства, которое будет заниматься развитием человеческого капитала.

- Ряд компаний Республики Корея будет участвовать в реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, уже началась работа над проектом "энергетического моста" в Южную Корею через территорию КНДР. Какие еще проекты на Корейском полуострове могут быть запущены в ближайшие годы?

Александр Галушка: На уровне правительств трех стран обсуждается целый ряд проектов, среди них газопровод, авто- и железнодорожное транзитное сообщение через КНДР в Южную Корею, "энергетический мост" и другие. При этом среди всех проектов наиболее перспективными сегодня видятся "энергетический мост" и совместный проект строительства на российской территории (в Приморском крае) индустриального парка с привлечением южнокорейских технологий и инвестиций и северокорейской рабочей силы. Также в ноябре был осуществлен пилотный запуск транспортировки угля в Южную Корею через КНДР по маршруту Хасан - Раджин. Этот проект тоже видится перспективным, сегодня необходимо придать ему импульс, обратив внимание правительств трех стран на аспекты поддержки бизнеса.

Макроэкономика ДФО