25.02.2015 16:45
Экономика

Регионам придется "дожимать" планы по оптимизации бюджетных расходов

Что войдет в антикризисные программы регионов
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (6610)
На Красноярском экономическом форуме, пожалуй, одной из главных обсуждаемых тем станет антикризисная программа правительства. На днях свой план действий утвердили власти Москвы, максимально сократив расходы на госуправление, но сохранив инвестиционные планы по строительству. Все регионы сейчас в срочном порядке верстают свои "планы Кутузова", как окрестили их некоторые эксперты. О том, какие программы необходимы субъектам РФ "Российской газете" рассказал директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Читать на сайте RG.RU

- Владимир Викторович, перед регионами стоит сложная задача - разработать свои антикризисные планы, спрогнозировав, как будет развиваться экономика до конца года. На ваш взгляд, не проще ли, взяв за основу план правительства РФ, переписать его?

Владимир Климанов: Региональный план антикризисных действий по сравнению с федеральным имеет свою специфику. К примеру, для субъектов РФ наиболее важным представляется помощь малому бизнесу и ситуация на рынке труда, а на федеральном уровне гораздо большее значение имеет поддержка системообразующих предприятий, банковского сектора и т.д.

Самое болезненное, что ждет регионы, - им придется еще больше "дожимать" планы по оптимизации бюджетных расходов

Но самое болезненное, что ждет регионы, - им придется еще больше "дожимать" планы по оптимизации бюджетных расходов. Правительственное распоряжение о стабилизации ситуации в экономике в 2015 году именно к этому подводит все субъекты РФ. Причем речь идет не просто о сокращении неэффективных расходов на пять-десять процентов. Необходим кардинальный пересмотр всех региональных программ, в зависимости от того, что финансируется из бюджета, а что нет. Недавнее заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что нужно секвестировать индексацию зарплат бюджетников и социальных выплат, тоже может быть сигналом для регионов сделать то же самое. Ведь в субъектах РФ зарплата бюджетников - это едва ли не большая часть всех бюджетных расходов. К примеру, только расходы на образование в региональных бюджетах составляют 30-40 процентов от всей расходной части местной казны.

Бизнес-омбудсмен назвал главную задачу антикризисной политики

- Получается, что у регионов вариантов для антикризисного маневра не так уж и много?

Владимир Климанов: Думаю, что регионы будут вынуждены активнее занимать на долговых рынках и просить бюджетные кредиты. Между тем, в условиях высокой ключевой ставки к банкам обращаться невыгодно. На помощь из федерального бюджета тоже особо рассчитывать теперь не приходится.

Хорошо, что антикризисные планы регионы принимают сейчас, перед масштабным спадом в экономике до начала активного роста безработицы, падения производства. Я всегда сравниваю с 2009 годом, когда мы подошли к кризису совсем неподготовленными. Тогда меры по оздоровлению экономики и снятию напряженности на рынке труда, которые принимались регионами, были в новинку. Сейчас власти субъектов РФ готовы очень оперативно отреагировать на любое изменение на рынке.

- Какие, на ваш взгляд, механизмы, которые были опробированы в кризис 2008 года, могут и сейчас успешно использоваться?

Владимир Климанов: Все действия по насыщению ресурсами, прежде всего финансовой системы, в основном правильные. Но, с другой стороны, необходимо больше мер поддержки реального сектора экономики. Я имею в виду как денежные, так и не денежные формы кредитов, различные госгарантии, защиту наших экспортоориентированных производителей. Нужно уже сейчас планировать развитие ситуации по наиболее уязвимым направлениям. К примеру, меры по снятию напряженности на рынке труда в прошлые годы оказались весьма эффективными. Тогда там создали, пусть отчасти бутафорные, но все-таки в отдельных случаях неплохо сработавшие инструменты временной занятости, как например общественные работы.

- Однако, согласитесь, что сейчас ситуация не такая, как в 2009 году…

Владимир Климанов: Экономический кризис может ударить очень точечно, а к этому мы не готовы. К примеру, я не представляю, какой должен быть выход из ситуации с валютной ипотекой. Эта проблема затрагивает активный слой населения, пусть очень узкий, который сейчас оказался в очень тяжелом финансовом положении. Как правильно на это реагировать? Предлагается пока найти просто какие-то финансовые ресурсы, чтобы эту ситуацию каким-то образом закамуфлировать. Но по сути проблема-то не решается.

Инвесторам сейчас сложно планировать масштабные события, как стройка в Сочи или во Владивостоке. А когда сейчас запускаются крупные долгосрочные проекты с непонятными расчетами на перспективу, они вызывают, по крайней мере, некоторое удивление. Я не удивлюсь, если сейчас в региональные антикризисные планы будут требовать включения вариантов разруливания ситуации с электричками. Просто потому, что эта проблема, которая затрагивает определенные взаимоотношения регионов с РЖД, оказывается очень болезненной. Наверное, то же самое будет с должниками по ипотеке.

- Очевидно, что власти не хотят идти на обострение ситуации. К примеру, в антикризисном плане Москвы переносится ликвидация некапитальных сельхозрынков до 2016 года. Другие регионы этот опыт тоже могут взять на заметку, включив в свой антикризисный план?

Сейчас власти субъектов РФ готовы достаточно оперативно отреагировать на любое изменение на рынке

Владимир Климанов: Без сомнения, могут. Более того, ситуация с малым бизнесом выходит почти анекдотичной. Осенью прошлого года регионам добавили больше полномочий в части применения налогообложения по отношению к малому бизнесу и расширения списка отраслей, по которым выдаются патенты по видам деятельности. Но действительно, малый бизнес можно просто задавить этими мерами. Получается, что вроде бы мы регионам развязали руки, а с другой стороны, хотим получить дополнительные доходы в бюджет. Наоборот, нужно спасать этот бизнес, предоставляя финансовую помощь, поддержку в становлении и развитии МСБ, необходимо также стимулирование самозанятости малого бизнеса и всего остального. Все это прерогатива региональных, а не федеральных антикризисных программ.

- Заместитель мэра столицы Марат Хуснуллин, представляя антикризисный план, сообщил, что Москва сворачивать масштабные стройки не станет, но сроки сдачи объектов будут сокращены, чтобы минимизировать издержки из-за инфляции. К примеру, строительство стадиона "Лужники" теперь планируется завершить в следующем году. Этот антикризисный рецепт, насколько, как вам кажется, может быть универсальным и эффективным, чтобы его можно было тиражировать и на других территориях?

Владимир Климанов: Со стройками этот рецепт точно универсальный. И он не просто может, а было бы нужно, чтобы он тиражировался другими. Более того, он есть в федеральной программе.

На мой взгляд, регионам по новым проектам нужно провести сейчас экспертизу, чтобы понять, стоит их вообще начинать или нет. И сосредоточиться на завершении текущих строек. По данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам,у нас строительство недостроя увеличилось и в 2013, и в 2014 году. И от этого тяжелого груза нужно стремиться как можно быстрее избавиться. Оставлять в подвешенном состоянии весь этот недострой на какую-то далекую перспективу будет очень тяжело. Поэтому рецепт московских властей очень важный и для федералов, и для регионалов.

- А что вы скажете по поводу наметившихся массовых сокращений на предприятиях? Что, на ваш взгляд, нужно уже сейчас предпринять, чтобы не допустить неблагоприятного развития ситуации на рынке труда?

Владимир Климанов: Здесь есть многоходовое действие, связанное с тем, что, не повышая и не индексируя зарплату бюджетникам разных категорий, не создается ненужной напряженности в государственном и корпоративном секторе. Потому что необходимо помнить о ситуации в 2009 году, когда заработная плата в бюджетном секторе росла, а в корпоративном наблюдалось банкротство и сокращение персонала.

Если сейчас удастся сдержать рост зарплат при падающем производстве, причем любыми способами, это будет правильный шаг. На мой взгляд, главное - это не разогреть рост зарплат, которые у нас, к сожалению, в последние годы неуклонно растут именно в бюджетном, а не в корпоративном секторе. Когда у компаний не будет возможности увеличивать зарплаты, у них не будет необходимости этого делать с оглядкой на бюджетный сектор, увеличивающий оклады специалистам. И поэтому сейчас нужно заморозить уровень зарплат. Это такое, может быть, неожиданное, но консолидированное понимание того, что нужно затягивать пояса.

А все остальные меры на рынке труда традиционные. На региональном уровне это стимулирование самозанятости и малого бизнеса самыми разнообразными способами, чтобы были какие-то альтернативные варианты в случае массовых сокращений людей. Кроме того, необходима помощь системообразующим предприятиям с условием соблюдения мер по сохранению сложившего рынка труда. Сохраняют актуальность и более мелкие, точечные мероприятия, связанные с повышением квалификации, переподготовкой кадров, со стимулированием трудовой миграции.

Другое дело, что, предпринимая усилия для стабильности на рынке труда, стоит стимулировать предприятия, которые должны в условиях даже такой ситуации перестроиться на новый лад. И это всегда дилемма. Что лучше: сохранить неэффективное производство только для того, чтобы не было безработицы, или все-таки стоит пойти на более кардинальные меры, чтобы произошла какая-то модернизация, пусть даже в условиях кризиса.

Бюджеты регионов Красноярск Восточная Сибирь