Что нужно знать владельцам катеров при замене украинских документов на российские? Нужно ли иметь права владельцам гидроциклов? И какие требования надо выполнять, выходя в море? Об этом в интервью "РГ" рассказал начальник отдела ГИМС - главный государственный инспектор по маломерным судам в Республике Крым Виталий Скляров.
Смена флага
Виталий Владимирович, что изменилось для владельцев маломерных судов с вступлением в силу российского законодательства?
Виталий Скляров: Прежде всего нужно сказать, какие подпадают в эту категорию. К маломерным относятся суда до 20 метров в длину и вместимостью до 12 человек. Обязательное условие - использование в некоммерческих целях, то есть для рыбалки, прогулок, исключительно для себя, семьи и друзей. Все, что используется с целью зарабатывания денег, прогулок туристов, проката и так далее, не поднадзорно нашей инспекции и подлежит учету и надзору у капитанов портов. Это новый порядок для Крыма.
Кроме того, выходят из-под нашей юрисдикции суда весом до 200 килограммов, оснащенные двигателями мощностью до 10 лошадиных сил. Их можно не регистрировать в инспекции, но права на управление ими владелец иметь обязан. Права должны быть у всех судоводителей, управляющих плавсредствами с двигателем мощнее пяти лошадиных сил.
Мы уже сейчас проводим инспекционные проверки и сталкиваемся с тем, что многие суда в свое время переоборудовали, навесив массу ненужной оснастки. Если судно не соответствует формулярным данным, допустить его к эксплуатации мы не можем. Хозяину придется снимать все оборудование, не предусмотренное документами. Скажем, по паспорту на лодке было два маленьких мотора, а владелец поставил вместо этого один мощный. Это недопустимо, потому что все эти нюансы связаны с безопасностью людей на воде.
Сколько судов уже прошли регистрацию?
Виталий Скляров: На сегодняшний день прошли регистрацию 22 судна. Их владельцам мы выдали акт первичного технического освидетельствования и судовой билет. Процесс только начался и набирает обороты.
Экзамен на воде
А права тоже придется менять на российские?
Виталий Скляров: Да, разумеется. Сейчас уже больше 100 человек подали документы на замену прав. Сама процедура бесплатная, но придется оплатить госпошлину в размере 1300 рублей именно за выдачу прав российского образца. При этом не потребуется перевода никаких документов с украинского на русский. Для замены прав нужно предоставить медицинскую справку на право управления судном (такую же, как для управления автомобилем), ксерокопию паспорта, заявление и сдать права украинского образца. Взамен владелец судна получит права российского образца с категорией "моторное судно" и районом плавания: территориальное море и внутренние воды Российской Федерации.
А где можно заменить права?
Виталий Скляров: Ехать в Симферополь не обязательно: наши подразделения действуют в Щелкино, Керчи, Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте, Евпатории, Новоозерном, Черноморском. В Симферополе - для жителей района, в основном, для Николаевки. Это сделано для удобства людей. Владельцы судов сдают документы в своем городе, а наши сотрудники, обработав их в Симферополе, привезут их обратно и выдадут новые права по месту жительства.
А что делать, если в документах есть исправления?
Виталий Скляров: Иногда граждане приходят с документами, в которых ручкой дописан гидроцикл. Такие документы не принимаются, потому что никаким нормам не соответствуют. Но у людей есть право сдать экзамен на управление гидроциклом и получить соответствующие права. Замена стоит 650 рублей. Пока у нас в Крыму одна экзаменационная комиссия. И чтобы люди не потеряли здоровье, начнем принимать экзамены на воде в марте, когда море прогреется до 12 градусов. Защищенная гавань на озере Донузлав хорошо подходит для практической части экзамена. Так что, если у вас нет вообще никаких прав, добро пожаловать: приносите документы, мы примем экзамены. Перед этим в Евпатории, Судаке и других городах можно пройти судоводительские курсы - это от 40 до 120 часов лекций плюс практическая часть. Права выдаются сроком на 10 лет.
Порт приписки
Что нужно знать владельцам судов весом до 200 килограммов, которых очень много на полуострове?
Виталий Скляров: Владельцы судов весом до 200 килограмм и с двигателем мощностью до пяти лошадиных сил могут не иметь прав, им не нужно становиться на учет. Но и эти суда, и те, которые мы ставим на учет, должны быть приписаны к базам стоянок, и за четыре часа до выхода в море их владельцы обязаны уведомлять пограничное управление о своих планах. Если у судна нет регистрации, а у его владельца - прав, на базах стоянки мы создаем для них отдельную порядковую регистрацию и передаем эти данные пограничникам. Человек выходит в море и пограничная служба его идентифицирует по порядковому номеру в базе регистрации на стоянке маломерных судов.
А к базам-стоянкам судов есть какие-то особые требования?
Виталий Скляров: Ничего сверхъестественного мы от них не требуем. Должен быть организован учет судов, а перед выходом в море должностное лицо на стоянке обязано проверить документы судовладельца и убедиться в его трезвости, чтобы пьяных не было за штурвалом. Также человек перед выходом должен получить метеопрогноз на ближайшие часы. Вот, собственно, и все.
Гидроциклы подлежат регистрации?
Виталий Скляров: Однозначно да, потому что нет гидроциклов с двигателем мощностью менее 10 лошадиных сил. И права на управление ими также обязательны - с условием эксплуатации в некоммерческих целях.
Как же вы узнаете, в каких целях используется судно на самом деле? Ведь в Крыму, как правило, все, что движется по воде, используется в коммерческих целях...
Виталий Скляров: Регистрируясь и получая права, человек подписывается под обязательством не использовать свое транспортное средство в коммерческих целях. Если он его нарушает - это уже на его совести. Надзор за соблюдением этого условия - компетенция правоохранительных и фискальных органов.
Как зарегистрировать суда, стоящие на учете на Украине
Владельцы некоторых судов, эксплуатируемых на полуострове, живут на Украине, а крымчане управляют ими по доверенности. Есть два варианта регистрации таких судов.
Первый вариант: хозяин судна должен снять его с учета на Украине, оформить договор купли-продажи с крымчанином и с этими документами обратиться к ГИМС.
Владелец-крымчанин может отправить заказным письмом запрос на снятие с учета на Украине его судна. И если через 30 дней ответ на запрос не придет, он может прийти в ГИМС с документами и зарегистрировать его.
Для управляющих по доверенности такой путь невозможен. Поэтому второй вариант - судебное решение, в соответствие с которым будет зарегистрировано судно. Других возможностей легализовать его просто нет.