26.02.2015 13:56
Власть

В Крыму маломерные суда пройдут перерегистрацию

В Крыму маломерные суда должны пройти перерегистрацию
Текст:  Сергей Винник
Российская газета - Неделя - Крым: №40 (6611)
C начала года владельцы маломерных судов активно перерегистрируют свои плавсредства в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМСе) и меняют права. Эту процедуру предстоит пройти владельцам 3500 тысяч катеров, лодок и яхт.
Читать на сайте RG.RU

Что нужно знать владельцам катеров при замене украинских документов на российские? Нужно ли иметь права владельцам гидроциклов? И какие требования надо выполнять, выходя в море? Об этом в интервью "РГ" рассказал начальник отдела ГИМС - главный государственный инспектор по маломерным судам в Республике Крым Виталий Скляров.

Смена флага

В Прикамье начали по-новому регистрировать маломерные суда

Виталий Владимирович, что изменилось для владельцев маломерных судов с вступлением в силу российского законодательства?

Виталий Скляров: Прежде всего нужно сказать, какие подпадают в эту категорию. К маломерным относятся суда до 20 метров в длину и вместимостью до 12 человек. Обязательное условие - использование в некоммерческих целях, то есть для рыбалки, прогулок, исключительно для себя, семьи и друзей. Все, что используется с целью зарабатывания денег, прогулок туристов, проката и так далее, не поднадзорно нашей инспекции и подлежит учету и надзору у капитанов портов. Это новый порядок для Крыма.

Кроме того, выходят из-под нашей юрисдикции суда весом до 200 килограммов, оснащенные двигателями мощностью до 10 лошадиных сил. Их можно не регистрировать в инспекции, но права на управление ими владелец иметь обязан. Права должны быть у всех судоводителей, управляющих плавсредствами с двигателем мощнее пяти лошадиных сил.

Мы уже сейчас проводим инспекционные проверки и сталкиваемся с тем, что многие суда в свое время переоборудовали, навесив массу ненужной оснастки. Если судно не соответствует формулярным данным, допустить его к эксплуатации мы не можем. Хозяину придется снимать все оборудование, не предусмотренное документами. Скажем, по паспорту на лодке было два маленьких мотора, а владелец поставил вместо этого один мощный. Это недопустимо, потому что все эти нюансы связаны с безопасностью людей на воде.

Сколько судов уже прошли регистрацию?

Виталий Скляров: На сегодняшний день прошли регистрацию 22 судна. Их владельцам мы выдали акт первичного технического освидетельствования и судовой билет. Процесс только начался и набирает обороты.

Экзамен на воде

ФНС напомнила владельцам катеров, моторных лодок и яхт про налоги

А права тоже придется менять на российские?

Виталий Скляров: Да, разумеется. Сейчас уже больше 100 человек подали документы на замену прав. Сама процедура бесплатная, но придется оплатить госпошлину в размере 1300 рублей именно за выдачу прав российского образца. При этом не потребуется перевода никаких документов с украинского на русский. Для замены прав нужно предоставить медицинскую справку на право управления судном (такую же, как для управления автомобилем), ксерокопию паспорта, заявление и сдать права украинского образца. Взамен владелец судна получит права российского образца с категорией "моторное судно" и районом плавания: территориальное море и внутренние воды Российской Федерации.

А где можно заменить права?

Виталий Скляров: Ехать в Симферополь не обязательно: наши подразделения действуют в Щелкино, Керчи, Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте, Евпатории, Новоозерном, Черноморском. В Симферополе - для жителей района, в основном, для Николаевки. Это сделано для удобства людей. Владельцы судов сдают документы в своем городе, а наши сотрудники, обработав их в Симферополе, привезут их обратно и выдадут новые права по месту жительства.

А что делать, если в документах есть исправления?

Виталий Скляров: Иногда граждане приходят с документами, в которых ручкой дописан гидроцикл. Такие документы не принимаются, потому что никаким нормам не соответствуют. Но у людей есть право сдать экзамен на управление гидроциклом и получить соответствующие права. Замена стоит 650 рублей. Пока у нас в Крыму одна экзаменационная комиссия. И чтобы люди не потеряли здоровье, начнем принимать экзамены на воде в марте, когда море прогреется до 12 градусов. Защищенная гавань на озере Донузлав хорошо подходит для практической части экзамена. Так что, если у вас нет вообще никаких прав, добро пожаловать: приносите документы, мы примем экзамены. Перед этим в Евпатории, Судаке и других городах можно пройти судоводительские курсы - это от 40 до 120 часов лекций плюс практическая часть. Права выдаются сроком на 10 лет.

Порт приписки

Как порты Приморья будут встраиваться в новую логистическую систему

Что нужно знать владельцам судов весом до 200 килограммов, которых очень много на полуострове?

Виталий Скляров: Владельцы судов весом до 200 килограмм и с двигателем мощностью до пяти лошадиных сил могут не иметь прав, им не нужно становиться на учет. Но и эти суда, и те, которые мы ставим на учет, должны быть приписаны к базам стоянок, и за четыре часа до выхода в море их владельцы обязаны уведомлять пограничное управление о своих планах. Если у судна нет регистрации, а у его владельца - прав, на базах стоянки мы создаем для них отдельную порядковую регистрацию и передаем эти данные пограничникам. Человек выходит в море и пограничная служба его идентифицирует по порядковому номеру в базе регистрации на стоянке маломерных судов.

А к базам-стоянкам судов есть какие-то особые требования?

Виталий Скляров: Ничего сверхъестественного мы от них не требуем. Должен быть организован учет судов, а перед выходом в море должностное лицо на стоянке обязано проверить документы судовладельца и убедиться в его трезвости, чтобы пьяных не было за штурвалом. Также человек перед выходом должен получить метеопрогноз на ближайшие часы. Вот, собственно, и все.

Гидроциклы подлежат регистрации?

Виталий Скляров: Однозначно да, потому что нет гидроциклов с двигателем мощностью менее 10 лошадиных сил. И права на управление ими также обязательны - с условием эксплуатации в некоммерческих целях.

Как же вы узнаете, в каких целях используется судно на самом деле? Ведь в Крыму, как правило, все, что движется по воде, используется в коммерческих целях...

Виталий Скляров: Регистрируясь и получая права, человек подписывается под обязательством не использовать свое транспортное средство в коммерческих целях. Если он его нарушает - это уже на его совести. Надзор за соблюдением этого условия - компетенция правоохранительных и фискальных органов.

На заметку

Как зарегистрировать суда, стоящие на учете на Украине

Владельцы некоторых судов, эксплуатируемых на полуострове, живут на Украине, а крымчане управляют ими по доверенности. Есть два варианта регистрации таких судов.

Первый вариант: хозяин судна должен снять его с учета на Украине, оформить договор купли-продажи с крымчанином и с этими документами обратиться к ГИМС.

Владелец-крымчанин может отправить заказным письмом запрос на снятие с учета на Украине его судна. И если через 30 дней ответ на запрос не придет, он может прийти в ГИМС с документами и зарегистрировать его.

Для управляющих по доверенности такой путь невозможен. Поэтому второй вариант - судебное решение, в соответствие с которым будет зарегистрировано судно. Других возможностей легализовать его просто нет.

Спецслужбы Охрана порядка Республика Крым