25.02.2015 20:30
Происшествия

Павел Крашенинников: Новый закон о СИЗО гораздо круче, чем амнистия

Павел Крашенинников: Верховный суд поддержал идею засчитывать день в СИЗО за полтора дня в колонии
Текст:  Владислав Куликов Олеся Курпяева Александр Шансков
Читать на сайте RG.RU
"Деловой завтрак" с Павлом Крашенинниковым

Госдума готовится в марте рассмотреть во втором чтении громкий и долгожданный в местах не столь отдаленных законопроект, который вводит особую шкалу времени для сидящих в СИЗО: день в камере будет засчитываться за полтора дня колонии общего режима и два дня колонии-поселения. Подробности работы над проектом сообщил вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Павел Владимирович, законопроект был внесен еще в 2008 году. Его поддерживали правительство страны. Активно выступало за него тогдашнее руководство Федеральной службы исполнения наказаний. Однако инициатива, скажем прямо, залежалась. Что случилось?

Павел Крашенинников: Были разные причины. Я первоначально внес этот законопроект, потом некоторые коллеги присоединились. А некоторые коллеги побаивались присоединяться. Реально нас четверо инициаторов так и осталось.

ФСИН внедрила более надежные "электронные браслеты" для арестантов

Некоторые эксперты из Федеральной службы исполнения наказаний говорили, что камнем преткновения стала необходимость пересчитывать приговоры уже сидящим. Экспертам эта задача показалась нереальной. Могли инициативу притормозить именно из-за этого?

Павел Крашенинников: На самом деле это была одна из версий, почему законопроект не шел. Звучали возражения, мол, как мы будем пересчитывать, суды замучаются и т.д. Говорили, что будет вал таких дел. Но сейчас Верховный суд России поддерживает инициативу. Честно говоря, я не вижу особых проблем с точки зрения организации работы по пересчету. Думаю, это вполне реально. Еще многие критики говорят, мол, вы выступаете за принцип справедливости, а как быть тем, которые уже отсидели?

На пленарном заседании мне задавали вопрос, а как быть с теми, которым надо было скостить год, а у них осталось 3 месяца? Отвечаю: повезло, что хотя бы 3 месяца скостили. Сейчас мы знаем, что не все правоохранители рады такому предложению. Но мне кажется, что это надо делать.

Есть какие-то расчеты, сколько человек будет выпущено из колоний, если закон примут?

Лучшей тюрьмой России стал красноярский СИЗО-1

Павел Крашенинников: Достаточно сложно сказать, таких расчетов не проводилось. В прессе называются разные цифры. Кто-то говорит десятки, кто-то сотни тысяч. Думаю, точно рассчитать количество освобожденных невозможно. Но мы обязательно запросим ориентировочные расчеты ко второму чтению. Важнее другое: мы принимаем системную норму. Иногда журналисты сравнивают данную инициативу с амнистией.

Но этот закон гораздо круче, чем амнистия. Потому что любая амнистия, которую приняли, действует задним числом, вперед - на тех, кто будет осужден в будущем, она не действует. А нормы нашего законопроекта распространяются и на тех, кто уже сидит, и на тех, кто будет осужден завтра. На мой взгляд, лучше принимать системные нормы, чем каждый раз амнистии. Мы вначале одной рукой их туда тащим, а потом говорим, ладно, выходите.

Критики проекта часто приводят такой пример: два человека совершили одинаковое деяние, и приговоры получили аналогичные. Но один сознался, его дело рассмотрено в особом порядке, значит, он раньше уехал из СИЗО в колонию, и сидеть ему придется дольше. Другой запирался, следствие шло дольше. Соответственно, на свободу он выйдет раньше, так как заработает в СИЗО больший коэффициент. Получается, добросовестно вести себя на следствии станет невыгодно?

Павел Крашенинников: Тот, кто дольше провел в СИЗО, сам себя наказал, так как находился в гораздо более худших условиях. Кроме того, если дело рассмотрено в особом порядке, то и приговор за то же самое преступление скорее всего будет меньшим. А тот, кто запирался, не содействовал правосудию, рискует получить и больший срок. И может получить строгий режим, где коэффициентов не будет. Так что справедливость не пострадает.

Вы заговорили об амнистии. Сейчас как раз обсуждается проект к 70-летию Победы. Поддерживаете идею объявить к великому празднику прощение некоторым осужденным?

Павел Крашенинников: Тот проект, что подготовил Совет по правам человека, на мой взгляд, имеет несколько дискуссионных моментов.

117 тысяч человек находилось в СИЗО на 1 января нынешнего года

Первый: они предлагают амнистировать административные правонарушения. Но это не соответствует Конституции. Потому что амнистия, которая предусмотрена в Основном Законе, она уголовная.

Второй дискуссионный момент: мы не можем амнистировать те же самые составы постоянно. Так что конкретный проект надо еще обсуждать. Но в принципе, мы всегда за амнистию. Правда, надо считать не только количество душ, которые выйдут, но и учитывать криминогенную ситуацию, как на нее повлияет амнистия.

"Деловой завтрак" с Павлом Крашенинниковым
Тюрьмы Госдума