Как выяснил исследовательский центр портала Superjob, 88 процентов россиян старше 18 лет не исключают для себя возможности пройти переквалификацию, причем 45 процентов готовы освоить совершенно новую для себя сферу деятельности. Вполне естественно, что чем старше респонденты, тем они консервативнее: они уверены в своей высокой квалификации и реже согласны на резкий поворот в карьере. Менять профессию готовы 58 процентов молодежи и лишь 32 процента россиян старше 45 лет. В свою очередь, старшее поколение настроено на освоение смежных специальностей (30 процентов) и повышение квалификации в рамках своей профессии (21).
Аналогичная тенденция связана и с уровнем доходов: высокооплачиваемым специалистам менять профессию ни к чему.
Интересно, что количество тех, кто готов осваивать новую специальность "с нуля", оказалось максимальным за шесть лет проведения подобных опросов (45 процентов), а число консерваторов, напротив, минимально (16). К примеру, в 2009 году таковых было соответственно 35 и 23 процента.
Результаты исследования, проведенного в Екатеринбурге сотрудниками портала по поиску работы и подбору персонала HeadHunter, также создают картину, свидетельствующую о неудовлетворенности своей работой. Здесь 78 процентов опрошенных задумывались о кардинальной смене профессии: каждый третий чувствует себя на своем месте, примерно столько же респондентов заявили об отсутствии карьерных перспектив и возможности самореализации, а 29 процентов банально сетуют на низкую зарплату.
Впрочем большинство готово к переквалификации только на словах, но лишь каждый третий сделал решительный шаг. Кого-то остановило отсутствие необходимого образования (41 процент), другие честно пообещали самим себе решить этот вопрос позже (30).
Отметим, что картина сильно отличается в разных профессиональных группах. По данным Superjob, лидируют среди желающих радикально сменить сферу деятельности секретари. Большинство из них видит себя в будущем в роли HR-менеджера или бухгалтера. Последние рассматривают для себя возможность ухода в юриспруденцию и HR-менеджмент, юристы, напротив, в экономику и финансы, а менеджеры по персоналу, в свою очередь, нацелились на бухгалтерию. В общем-то опрос подтверждает старую истину: везде хорошо, где нас нет. А вот программисты, менеджеры по продажам и системные администраторы, видимо, так устали от своей работы, что готовы попробовать даже встать к заводскому станку. В крайнем случае представители практически всех профессий готовы трудоустроиться в сфере продаж.
Самыми верными первоначально выбранной стезе оказались врачи: большинство докторов предпочтет сменить специализацию, но остаться в рамках своей профессии. Проектировщики чаще всего хотели бы сменить сферу проектирования или перейти на другие инженерные специальности в строительной отрасли, переквалифицироваться на сметчика, стать простым рабочим либо, напротив, главным инженером проекта. Смена специализации в рамках своей профессии - наиболее популярный способ переквалификации среди программистов, учителей и юристов.
Среди тех, кто готов освоить профессии, родственные имеющейся, - журналисты и маркетологи, желающие стать пиарщиками, системные администраторы, переходящие в программисты, менеджеры по туризму, которые могут переучиться на специалиста по гостиничному сервису или экскурсовода, специалисты по персоналу, готовые вести тренинги, а также секретари, рассчитывающие на должность администратора или офис-менеджера.
Тем временем расчеты работников на улучшение своих карьерных перспектив далеко не всегда совпадают с видением нанимателей. HeadHunter - Урал опросил 422 работодателей, чтобы понять, готовы ли они принять на работу кандидатов, решительно сменивших вид деятельности. Оказалось, что 40 процентов руководителей компаний не видят ничего плохого в том, что человек в зрелом возрасте решил начать карьеру с чистого листа и готовы рассматривать резюме таких соискателей наравне с остальными. Однако четверть работодателей все же относится к таким кандидатам подозрительно и более придирчиво.
В заключение отметим, что 43 процента тех, кто все же решился на кардинальную смену профессиональной деятельности, ни разу не пожалели о содеянном, в том числе и потому, что у них выросла зарплата.
Марина Хадина, руководитель карьерного направления HeadHunter Group:
- Смена профессии - часто вынужденная мера: потребности бизнеса и экономики отличаются от того предложения, которое формирует наша система образования. Кроме того, далеко не все молодые люди могут сразу после школы правильно определиться с профессией, зачастую они руководствуются не столько своими склонностями и интересами, сколько модой, финансовыми соображениями и выбирают образование, просто чтобы оно было.