Все они - жители Приморского края и работали по контрактам, заключенным с зарегистрированной в Белизе компанией. Иностранный хозяин не платил россиянам с августа прошлого года. И хотя этим самым он грубо нарушил Конвенцию о труде в морском судоходстве, в открытом океане защитить свои права экипаж не мог. Но дело сдвинулось с мертвой точки, как только "Pattana" бросила якорь в порту Находка. Моряки 30 января обратились за помощью в транспортную прокуратуру. Уже через двое суток по заявлению Находкинского транспортного прокурора и определению городского суда судно арестовали.
- Медлить при рассмотрении таких заявлений нельзя, ведь арестовать судно можно, пока оно находится в порту. После его выхода принять действенные меры значительно сложнее. Суды идут нам навстречу и рассматривают наши обращения в предельно сжатые сроки, - объясняет дальневосточный транспортный прокурор Александр Хатунцев. - В чем эффективность этой меры? Если на судно наложен арест, возникает ограничение по его использованию. В случае отказа судовладельца погасить имеющуюся задолженность или его финансовой несостоятельности есть возможность реализовать судно и за счет этого выплатить людям положенное.
Подстегивает нерадивого работодателя и еще одно обстоятельство: пока судно стоит в порту, ежесуточно "капают" портовые сборы. К тому же за срыв обязательств по заключенным договорам набегают немалые штрафные санкции. Так что дешевле вернуть долг по зарплате морякам, да поскорее.
Как сообщили в надзорном ведомстве, результат не заставляет себя долго ждать, моряки всегда получают причитающиеся им суммы. До продажи арестованных судов за многие годы дело ни разу не дошло.
Вот и "Pattana" на торги не выставят, по словам заместителя находкинского транспортного прокурора Федора Степурина деньги, предназначенные на выплаты по иску моряков, поступили на депозит городского суда, и после 14 марта экипаж получит заработанное.
Ситуация эта - увы! - типичная. К примеру, в апреле 2014 года экипаж сухогруза "Lady Fox", прибывшего в порт Ванино, из-за задолженности по оплате труда приостановил грузовые операции и обратился за помощью в Ванинскую транспортную прокуратуру. Судовладелец из Белиза задолжал 21 члену экипажа в общей сложности более четырех миллионов рублей. Арест судна сработал безотказно: в течение месяца иностранный работодатель рассчитался с россиянами.
На днях выяснилось, что владелец теплохода "Индигирка", работающего под флагом Камбоджи и принадлежащего судоходной компании Панамы, не платит морякам более двух месяцев.
- Сумма задолженности может превысить 60 тысяч долларов. Возможно, судно ждет арест и задержание в порту Владивостока. "Индигирка" осуществляет перевозку автомобилей по линии Владивосток - Тояма, поэтому мы связались и с японским коллегой, координатором Международной федерации транспортных рабочих, чтобы с приходом судна в Японию задержать его в порту, - сообщил председатель Дальневосточной региональной организации российского профсоюза моряков Николай Суханов.
Справка "РГ"
Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к аресту морских судов, вступила в силу 24 февраля 1956 года, ее участниками являются более 50 государств. 6 января 1999 года Россия присоединилась к данной конвенции и получила право арестовывать иностранные морские суда в целях получения соответствующего обеспечения и установления российской юрисдикции для разрешения спора по существу.