05.03.2015 09:13
Экономика

Горнолыжные курорты Крыма будут конкурировать с сочинскими

Горнолыжные курорты Крыма будут конкурировать с сочинскими
Текст:  Ольга Нагорная
Российская газета - Неделя - Крым: №0 (6617)
В рамках Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя на полуострове планируется создание нескольких горнолыжных курортов. Будут ли они востребованы у туристов и чем могут порадовать любителей активного отдыха горнолыжные центры в их нынешнем допотопном состоянии, выяснила корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Инвестиции на склоне

Первый из планирующихся курортов объединит плато Ай-Петри и село Соколиное. На плато построят лыжную базу, со стороны Соколиного - гостиницы. Предполагается, что бюджет возьмет на себя строительство подъездной дороги, а инвесторы - подъемников и средств размещения.

Российские туркомпании будут возить чартерами в Крым

Другой курорт может появиться в районе Чатырдага, на площади три гектара планируется построить базы отдыха на 200 человек и оборудовать горнолыжные склоны. Проект оценивается в шесть миллионов долларов. Более масштабный, стоимостью 14 миллионов долларов, собираются реализовать на горе Демерджи.

Все потенциальные проекты с точки зрения рентабельности имеют плюсы и минусы. Снег, который лежит на вершинах до мая, и великолепные панорамные виды на море - это, конечно, плюсы. Но, несмотря на декларированное властями намерение сделать Крым круглогодичным курортом, сейчас зимой Крым в основном посещают льготники по бесплатным путевкам. Заманить в горы лыжников можно, но для этого нужен сервис не хуже, чем на Северном Кавказе и в Сочи, и более низкие цены, иначе все испортит дорогой авиаперелет.

Занесенные ветром

Впрочем, фанаты Крымских гор, несмотря на отсутствие современных курортов, есть и сегодня. Какие же развлечения им гарантированы при средней стоимости отдыха 50 долларов в сутки?

Проблема у всех действующих в Крыму горнолыжных центров одна - устаревшие бугельные подъемники. Это обычный трос, который движется под действием электромотора. И для начинающих лыжников эти старомодные подъемники гораздо экстремальнее, чем сам спуск с горы.

- Под Чатырдагом на Ангарском перевале у нас самый длинный и самый интересный подъемник в плане катания. Энтузиасты-горнолыжники на собственные деньги строили его еще в 1880-е годы, - объясняет Валентин Котов, сноубордист из Симферополя. - И в выходные дни подъемник обслуживал до 300 человек. Сейчас он не действует по банальной причине - из-за жадности тех, кто его выкупил лет восемь назад для перепродажи. Говорят, купили примерно за четыре тысячи долларов, а продать пытались почти за сто тысяч.

В результате оборудование разворовали, а сама горнолыжная трасса заросла кустарником. Теперь новичкам здесь трудно покататься без травм, и только горнолыжники с опытом радуются - экстрима больше.

Меню Ай-Петри

На этом плато семь горнолыжных подъемников и трасс протяженностью от 120 до 1300 метров с приличным перепадом высот - от 20 до 170 метров.

Первый - "Лягушатник" - для детей и для начинающих любителей лыж в поселке Охотничий приют, единственном официально разрешенном населенном пункте на Ай-Петри. Второй - "Лаборатория" - в живописном месте среди хвойных деревьев, но работает он очень редко. Третий - "Кичкинэ" - состоит из трех подъемников, в том числе детского, который в этом году работал бесплатно. Но он находится на южном склоне, и снег здесь быстро тает, а потому "хорошая катуха", объясняют лыжники и сноубордисты, здесь только после снегопада. Зато работает он каждый день, да и цены сейчас упали - до 350 рублей за день катания.

Реконструкцию аэропорта Симферополь завершат к 1 июня

Четвертый подъемник - "Сноупарк", или "25-й километр". Фигуры для отработки приемов фристайла есть только здесь. Но в этом году подъемник не работает.

В таком же застое сегодня и "26-й километр". Этот подъемник принадлежит ялтинскому горнолыжному клубу. Год назад частная фирма взяла в аренду территорию вместе с оборудованием. И здесь сразу же появились "продавцы воздуха" - арендаторы требовали заплатить за парковку возле подъемника. А к концу прошлого сезона арендованное имущество сломалось. За год хозяева не соизволили его отремонтировать, зато активно начали возводить питейные шалманы, которые не имеют отношения ни к горнолыжному спорту, ни к заповедному режиму Ай-Петри.

В 50 метрах находится небольшой подъемник "Севастопольский", принадлежащий Севастопольскому горнолыжному клубу. Кстати, 8 марта девушек тут пускают кататься бесплатно.

"27-й километр" - самый протяженный подъемник, находится почти на самой высокой точке Ай-Петри (1300 метров) и принадлежит Ялтинскому горнолыжному клубу. Работает только по выходным, зато его предпочитают уверенно катающиеся сноубордисты и лыжники. Кстати, для него был приобретен единственный на плато ратрак. Однако снегоуплотнительная техника сгорела при странных обстоятельствах с большей частью оборудования Ялтинского горнолыжного клуба.

Во времена СССР на Ай-Петри приезжали до 5000 лыжников в месяц. До присоединения Крыма к РФ наведывались донецкие, херсонские, мариупольские, одесские и киевские горнолыжники. А на фестиваль, проводимый в марте Крымской федерацией сноубординга, приезжали ведущие фристайлеры Украины. Возможно, теперь их место займут российские.

Полоса препятствий

В Крыму создадут два лыжных курорта

Казалось бы, что проще? Сейчас любой житель России может приехать в Ялту, поселиться в гостинице у моря, добраться автобусом до подъемника и вперед - покорять горнолыжные вершины. Но здесь начинаются препятствия.

Летом автобусы и такси доставляют людей на Ай-Петри без проблем, но зимой дорогу закрывает ГИБДД: пропускают только авто с полным приводом или водителей с местной пропиской. Раньше можно было договориться с инспекторами за деньги, а в крайнем случае - проскочить трассу рано утром, до приезда ДПС. Сегодня инспекторы работают почти круглосуточно. В январе из-за возможного схода лавины после январских снегопадов на гору не пускали лыжников даже на автомобилях с полным приводом.

Есть и альтернативный путь: туристы поднимаются на плато из приморского Мисхора частной канатной дорогой. Ее минус - высокая стоимость проезда туда-обратно - 500 рублей. К тому же дорога периодически прекращает работу при обледенении стального троса. А со 2 февраля она и вовсе закрыта на плановые профилактические работы, для подготовки к курортному сезону.

Понятно, что избалованные разнообразным сервисом российские туристы выбирают Сочи, а склоны полуострова сегодня в основном выбирают сами крымчане, для которых снег - роскошь. Но почему бы Крыму не составить конкуренцию олимпийским объектам? Это станет вполне реально после введения в эксплуатацию Керченского моста.

Комментарий

Василий Чебанов, глава Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству:

- В 1983 году была создана общественная организация "Горнолыжный клуб Ай-Петри". Тогда все эти подъемники были в коллективной собственности. Они не имели нужных степеней защиты и не соответствовали требованиям безопасности, ведь их делали энтузиасты. Позже появились прагматики, которые оседлали этот бизнес и даже вряд ли платили налоги. Это был региональный бизнес в стадии зарождения. Сегодня мы рассматриваем возможность передачи через процедуру аукциона эти лесные участки в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Цены

Сколько стоит тур выходного дня

Сравним стоимость отдыха горнолыжника или сноубордиста в выходные дни на Красной поляне и Ай-Петри. С учетом стоимости авиаперелета из Москвы расходы в Сочи составят в среднем 27 300 рублей, а в Крыму - 23 700 рублей, то есть отдых в Крыму на 10-15 процентов дешевле.

Контрольно-спасательная служба Крыма. Тел.: 7 (978) 77-425-99

Зимний Крым
Туризм Зимний спорт Республика Крым