05.03.2015 06:58
Культура

В Екатеринбурге показали картину, пережившую три пожара и наводнение

В Екатеринбурге выставили картину, пережившую три пожара и наводнение
Текст:  Татьяна Андреева Ксения Дубичева (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (6617)
Впервые в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка одной картины "Спасенный шедевр". "Христос и Закхей" - самое старое на Урале полотно нидерландской школы, оно принадлежало князьям Дундуковым-Корсаковым.
Читать на сайте RG.RU
Выставка одной картины "Спасенный шедевр" в Екатеринбургском музее изобразительных искусств
В Екатеринбурге открылась выставка художника Павла Рыженко

В 1887 году картина, написанная маслом по дереву, пережила, возможно, самое тяжкое испытание - перевод на холст, модную по тем временам процедуру, которую современные реставраторы называют варварской, с утратой красочного слоя и грунта. В 1908 году в княжеском имении Глубокое Псковской губернии, где находился шедевр, случился пожар. По свидетельству историков, 130 холстов чудом удалось вынести из огня.

После революции "Христос и Закхей" попали в Эрмитаж, а в 1936-м поступили в Свердловский художественный музей. Обгоревший, темный - сюжет практически не угадывался - холст хранился в подвале картинной галереи, пока в 1983-м его не затопило ливнями. Состояние картины из удручающего стало совсем плачевным - до дыр в холсте. Московские реставраторы, приехавшие в Свердловск спасать то, что можно спасти, законсервировали разрушающееся полотно. И только через 23 года его отправили во Всероссийский реставрационный центр имени Грабаря.

В Москве живописный памятник подстерегали новые напасти. Первый пожар в 2006-м практически не затронул мастерскую, где работали над картиной. В 2010-м, когда реставрация близилась к завершению, центр загорелся снова. На этот раз картина оказалась в эпицентре огня. От уничтожения ее спасла "перевязка" - проклейка несколькими слоями микалентной бумаги. В этот страшный вечер реставратор Андрей Гаврилин бесстрастно зафиксировал в дневнике: "Вынес картину своими руками, во дворе положил горизонтально…" (Ее размер, надо заметить, почти два на полтора метра.) Мастеру пришлось начинать работу заново: устранять деформации, укреплять красочный слой, удалять загрязнения…

И вот после девяти лет изгнания шедевр вернулся в Екатеринбург.

- Работ такого уровня в нашем регионе нет, - говорит искусствовед Ольга Горнунг. - Это прекрасная живопись конца XVI века.

В ГМИИ представили обновленную экспозицию западного искусства

"Слезь с дерева, Закхей!" - для каждого христианина это призыв к Богу. Страстно желавший увидеть Христа Закхей начальствовал над мытарями - сборщиками налогов, служившими оккупационным римским властям. Ненавидимый народом сребролюбец был мал ростом, потому ему пришлось карабкаться на смоковницу, чтобы разглядеть Христа, входящего в Иерихон. Иисус, поравнявшись с Закхеем, остановился и позвал его по имени, как друга, как давнего знакомого: "Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме… Ныне пришло спасение…"

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о Закхее: "Разве не все мы малые люди, затертые толпой и лишенные способности видеть? Разве не рискуем мы стать предметом насмешек в тех случаях, когда мы пытаемся стать выше, чем на самом деле, и оказаться лицом к лицу с Богом?"

Ученым предстоит разобраться не только в тонкостях толкования евангельского сюжета, но и установить автора картины. Считается, что он входит в круг нидерландского художника Руланта Саверея. Но есть и другие версии, насчет, скажем, Гиллиса ван Конинкслоо, которые проверят, исследуя полотно.

Живопись Екатеринбург Урал и Западная Сибирь