Росрыболовство совместно с правительством Москвы проведет в столице "рыбную неделю", которая пройдет с 22 по 28 апреля. Это первый фестиваль такого рода, который, по замыслу организаторов, впоследствии должен распространиться и на другие регионы. Отраслевые чиновники собираются таким образом "убить двух зайцев". С одной стороны, обратить внимание российского покупателя на отечественную рыбу. С другой - сблизить поставщиков и продавцов рыбной продукции.
"Для нас очень важно, чтобы рыбная продукция поступала на российский рынок", - говорит руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Сегодня он провел совещание, где представители ведомства с участниками рынка обсуждали, как заставить рыбу из российских морей "плыть" на отечественный берег.
В нынешнем году вылов рыбы в российских морях в целом идет активнее, чем в прошлом. Хоть и не гигантскими темпами - объемы выше примерно на 4 процента. В главном российском рыбохозяйственном бассейне - Дальневосточном - рыба в сети идет лучше, чем в прошлом году. А вот в Северном бассейне дела идут хуже, чем год назад. Сказывается плохая погода и сокращение установленных допустимых уловов на некоторые виды рыб.
Увеличение уловов играет на руку потребителям. После введения в прошлом году запрета на поставки рыбы из стран Евросоюза, Норвегии, США и Канады прилавки оказались вакантными. По идее, место на них должны заполнить российские рыбаки. Но они в свое время уступили ощутимую долю рынка иностранцам, а сами стали направлять свою продукцию на экспорт. Тут действовали два обстоятельства. С одной стороны - экономическая целесообразность. Куда выгоднее, туда и везут. Но, с другой стороны, при одинаковых ценах отгружают тем, к кому удобнее и к кому привыкли. И сейчас Росрыболовство пытается вдохнуть жизнь в "заржавевшие" логистические цепочки внутри страны.
Проблема усложняется тем, что помимо интересов рыбаков - продать подороже, - есть еще и интересы магазинов, которые привыкли получать крупными партиями красиво упакованную рыбу, способную побороться за покупателя с мясной продукцией. А также есть интересы перевозчиков, которые везут тот товар, производитель которого заплатит больше.
Ко всему этому прибавляется вопрос цены. Подорожавший доллар дал рыбакам усиленную мотивацию поставлять за рубеж. Ведь там платят в валюте. Внутренние цены на рыбу подтягиваются вслед за экспортными. Но никто не заинтересован в том, чтобы цены на продукты росли слишком быстро. Поэтому Илья Шестаков не исключил принятия административных мер для сокращения экспорта рыбы. "Понятно, что наша внутренняя цена в какой-то части конкурирует с вашими возможностями реализации на экспорт, но я неоднократно говорил, что если мы не найдем по этому вопросу понимания, то мы будем выходить с другими предложениями в правительство", - намекнул он на совещании, обращаясь к рыбакам. Возможно, речь идет о возможности введения экспортных пошлин на рыбу, которые могут сделать поставки за границу невыгодными.
Судя по тому, что уже в конце прошлого года объемы экспорта существенно сократились, рыбаки сигнал уловили. К тому же в этом году Росрыболовство обещает решить вопрос с перевозками. Для отдельных видов рыбы планируется ввести субсидии, а также снизить тарифы на перевозку в рефрижераторных контейнерах.