10.03.2015 16:30
Экономика

ЦБ: Основная часть жалоб граждан вызвана низкой финансовой грамотностью

Текст:  Игорь Зубков
В IV квартале прошлого года Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ рассмотрела 10,6 тысячи обращений, по их итогам были составлены 859 протоколов об административных правонарушениях и выдано 969 предписаний об устранении нарушений. По остальным обращениям Служба направила разъяснения и рекомендации гражданам. Фактически эти обращения были вызваны низкой финансовой грамотностью заявителей.
Читать на сайте RG.RU
Набиуллина: В экономике сложились предпосылки к укреплению рубля

Об этом журналистам рассказал глава Службы по защите прав потребителей финансовых услуг ЦБ Илья Кочетков. Он подчеркнул, что возглавляемая им Служба не имеет права рассматривать обращения по банкам, в ее компетенцию входят только некредитные организации.

По итогам последних трех кварталов 2014 года, почти две трети всех жалоб на участников финансового рынка (69 процентов) касаются страховщиков. Наибольшие проблемы, как и раньше, у граждан ряда регионов вызывает приобретение полисов ОСАГО (43 процента всех обращений). Им отказывают в продаже полисов, ссылаясь, к примеру, на отсутствие бланков, или навязывают дополнительные услуги.

По словам Ильи Кочеткова, доказать, что страховщики нарушают свои обязательства (они обязаны продать полис ОСАГО) крайне сложно. Напомним, что в апреле тарифы на "автогражданку" вырастут. Насколько - пока неизвестно. Эксперты надеются, что после этого с фактической доступностью полисов проблем будет меньше. Чтобы их гарантированно избежать, в ЦБ советуют за 30 дней до истечения полиса ОСАГО направить письменное заявление страховщику с приложением всех необходимых документов.

ЦБ РФ отозвал лицензии у трех финансовых организаций

Помимо страховщиков, нарекания вызывают эмитенты (13 процентов). В сфере корпоративного законодательства люди обычно жалуются на невыплаты дивидендов и ненаправление обязательного предложения о приобретении акций.

10 процентов жалоб касаются микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, причем предметом почти всех таких обращений является высокая стоимость микрозаймов и меры по взысканию задолженности. Граждане невнимательно относятся к заключению договоров с МФО, и зачастую узнают о высоких процентах, комиссиях и штрафных санкциях, уже получив кредит, сказал Илья Кочетков. Между тем при наличии подписанного договора с МФО Банк России не в силах помочь заемщикам, даже если они взяли кредит на откровенно ростовщических условиях.

Обращение в ЦБ (в произвольной форме) можно оставить в интернет-приемной на сайте регулятора или направить по электронной почте fps@cbr.ru. Консультации можно получить по телефону 8 800 250-40-72.

Страхование Центральный банк