Стоимость одного метра лавинозащитного сооружения, спроектированного студентами, составляет около 100 тысяч рублей, а используемых на практике галерей с насыпью - 400-450 тысяч.
Над проектом молодые изобретатели работали почти четыре года. Студенческую группу возглавляет Руслан Кортиев. Научным руководителем является старший преподаватель кафедры безопасности дорожного движения СКГМИ Алан Кортиев. Он сам когда-то работал на Транскаме и видел, как люди попадают под лавины - в среднем четыре-пять человек в год.
По его словам, много лет назад, когда Транскам только начинали строить, было смонтировано несколько дорогостоящих инженерных сооружений, но из-за несовершенства конструкций они быстро разрушились. Затем в 1986-1990 годах планировали возвести новые галереи для защиты от обвалов, но они так и не появились. Современные сооружения стали строить во время последней реконструкции Рокского тоннеля.
Молодые изобретатели предложили свои варианты решения вопроса с применением инновационных технологий - сделать устройство с подогревом или легкую металлическую конструкцию. Оба сооружения полностью механизированы, сроки их эксплуатации на десятки лет больше, чем ныне существующих. При этом, как уже отмечалось, они стоят в несколько раз дешевле.
- К плюсам также можно отнести простоту их возведения. В обоих случаях полностью исключена необходимость строительства трудоемкой галереи с монтажом тяжелых железобетонных конструкций. Это и техническое, и экологическое преимущество, - рассказывает Кортиев. - Мы будем продолжать экспериментальные исследования. Пока запатентованное сооружение применимо лишь к одному положению склона. Для разных углов наклона необходимо разработать свою конструкцию.
Выигранный грант молодые ученые планируют потратить на испытания своих разработок. До этого они велись исключительно на энтузиазме. Сетуют разработчики и на то, что заинтересованные структуры относятся с холодком к предложенным новшествам.
- Ведомствам и министерствам, занимающимся строительством и содержанием дорог к горно-рекреационным комплексам Северного Кавказа - Архызу, Приэльбрусью, Мамисону, - было предложено внедрить конструкции, снижающие стоимость защиты лавиноопасного участка в три раза. Но ни филиал Упрдор "Кавказ", располагающийся в Пятигорске, ни комитет дорожного хозяйства Северной Осетии предложением не заинтересовались. Есть еще одна сторона - Республика Южная Осетия. Транскавказская магистраль - единственная дорога, соединяющая ее с Россией. Наш проект на одном из лавиноопасных участков Транскама разрабатывался по заказу председателя правительства РЮО, но работы по сей день не оплачены, - рассказал руководитель проекта.
С просьбой рассмотреть возможность внедрения новшества ученые обратились к заместителю председателя правительства РФ Александру Хлопонину, направившему, в свою очередь, это предложение в МЧС, минтранс и соответствующие структуры Южной Осетии. Однако решение вопроса так и не сдвинулось с мертвой точки.
Николай Песьяков, руководитель пресс-службы филиала ФКУ Упрдор "Кавказ" в Северной Осетии:
- Специалисты, обслуживающие Транскам, пока не могут себе представить, как небольшие лавинные сооружения, установленные вдоль дороги, могут быть эффективными. Даже в нынешнюю бесснежную зиму объем обрушившихся на Транскавказскую магистраль лавин составил около 170 тысяч кубометров. На всем Транскаме имеется примерно 500 лавиноопасных участков, из них 150 сходят на семикилометровом отрезке - от Чертова моста до Рокского тоннеля. А есть еще "прыгающие" лавины, которые, несясь с гор с огромной скоростью, обрушиваются в ущелье, и потом вся эта толща снега взлетает вверх на высоту трех-пятиэтажного дома и накрывает дорогу. От таких стихийных бедствий нет защиты, кроме сооружения тоннелей и противолавинных галерей, которые действительно избавляют людей от опасности.
К примеру, в декабре сданы новые тоннель и галерея на самом сложном участке протяженностью 700 метров - вот они действительно защитили дорогу почти от 20 лавин. Теперь снег с крыши тоннеля скатывается в пропасть. Участок стал безопасным. Как будет работать новое изобретение - трудно представить, к тому же я не слышал об испытаниях новой разработки.
Кроме того, в горах очень большие расстояния, и в связи с этим возникает вопрос: как обеспечивать новые противолавинные сооружения энергией, чтобы их подогреть? Впрочем, если ученые ищут способы повышения безопасности дорог, мы можем только приветствовать работу в данном направлении.
Добавлю, что все новшества поступают к нам только от специалистов. Все расчеты эффективности защиты дорог проходят тщательную перепроверку и только потом становятся частью проекта.