10.03.2015 00:40
Экономика

Аналитики: Рынок микрофинансирования вырастет на 30 процентов

Средняя сумма микрозайма растет
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №9 (988)
Рынок микрофинансирования в этом году вырастет на 30%, прогнозируют аналитики ГК "Быстроденьги". При этом число МФО на рынке сократится на 35-40%, что связано с борьбой регулятора с "серым" сегментом. С начала 2011 года по февраль 2015 года из реестра микрофинансовых организаций было исключено 2240 компаний, и этот тренд продолжится, считают аналитики, так как регулятор неоднократно заявлял о намерении сделать рынок прозрачнее.
Читать на сайте RG.RU

Клиентская база МФО, несмотря на сложную экономическую ситуацию, растет. В 2013 году это было 1,5 млн человек, а в прошлом - уже 2,5 млн. Как считают аналитики, в 2015 году число клиентов МФО будет увеличиваться за счет перетекания части банковских клиентов в сегмент потребительских займов, где суммы и сроки сопоставимы с кредитными продуктами банков. По данным НБКИ, например, банки в январе резко сократили выдачу кредитных карт (на 40%). Однако, как считают участники микрофинансового рынка, на приток к ним клиентов это не повлияет. "Мы всегда подчеркивали, что не ощущаем никакой конкуренции со стороны банков, - отметил генеральный директор MoneyMan Борис Батин. - Да, банковское кредитование не только подорожало для россиян, но и сама возможность взять заемные средства в традиционных кредитных организациях снизилась из-за ужесточения требований к заемщикам. Это же касается возможности воспользоваться таким инструментом, как кредитная карта. Тем не менее в МФО не хлынул поток банковских "отказников", несмотря на то, что у 90% наших заемщиков есть кредитные карты". По словам эксперта, микрокредит - это нишевый продукт, он значительно отличается от банковского кредита, и лишь при определенных условиях выступает его альтернативой. Совокупный кредитный портфель российских МФО в 2014 году достиг отметки 65 млрд руб. Это не более 0,3% от объемов банковского кредитования. Даже если бы переток заемщиков из банковского сегмента в микрофинансовый был существенным, МФО просто не справились бы с потребностями бывших заемщиков банков из-за удорожания фондирования.

Госдума рассмотрит законопроект о контролируемых долгах

Средняя сумма потребительского займа в микрофинансовом сегменте из-за высокой инфляции вырастет с 25 до 27 тыс. рублей. "Потребности заемщиков в сумме микрозаймов вырастают в связи с девальвацией в конце 2014 года и растущей инфляцией, - подтвердил Борис Батин. - При этом надо понимать, что потребность в заемных денежных средствах существует всегда, и органически она часто стремится к максимально возможной сумме, которую потенциально может получить заемщик в той или иной финансово-кредитной организации, будь то банк или МФО". Так, по словам эксперта, большинство заемщиков MoneyMan при оформлении заявки на заем выбирают сумму около 90% от максимально возможного по доступному для них кредитному продукту. То есть, если для заемщиков доступна максимальная сумма 8 тыс. руб., то подавляющее большинство клиентов выбирает не менее 7 тыс.

Увеличение средней суммы займа в микрофинансировании зачастую ведет к ухудшению качества портфеля, предупреждает Батин, поскольку возрастает долговая нагрузка на заемщика - обслуживание "длинных" займов обходится заемщику дороже в абсолютном значении. Поэтому 2015 год станет годом риск-менеджмента для микрофинансовых организаций. Управление стоимостью риска отразится на качестве портфеля.

В сегменте PDL ("займов до зарплаты") средняя сумма займа останется на уровне 2014 года - 7,5 тыс. руб. По словам генерального директора ГК "Быстроденьги" Юрия Провкина, несмотря на то, что банки увеличили процент отказов, существенного перетока заемщиков в сегмент "займов до зарплаты" не возникло. "Тем не менее мы прогнозируем рост спроса на займы до зарплаты в 2015 году, что в большей степени связано с потребностью заемщиков в сохранении привычного образа жизни", - сказал он.

Среди компаний, работающих в сегменте PDL, отмечается тренд на развитие модели "супермаркета финансовых услуг". Обращаясь за займом, клиент может также оплатить услуги ЖКХ, мобильные платежи, приобрести страховой продукт и т.д. По словам главного исполнительного директора компании "Домашние деньги" Андрея Бахвалова, для модели МФО с офисами продаж сопутствующие услуги - достаточно актуальный вектор развития. "Для нашей модели с работой на дому через агентов сопутствующие услуги не работают, - добавил эксперт. - В случае возникновения проблем у заемщика с поставщиком сопутствующих услуг впоследствии, на длинных займах, а наша компания выдает годовые займы, клиент может воспринять это как единое целое и перестать обслуживать заем". Такие случаи, как рассказал Бахвалов, были в мировой практике во многих странах, например, в Великобритании и Польше.

Финансы