"Единая система должна быть введена в эксплуатацию по итогам испытаний с последующей регистрацией в реестре федеральных государственных информационных систем. Для приемки работ по созданию ЕИС в сфере закупок до 1 мая этого года будет сформирована специальная межведомственная комиссия. ЕИС облегчит контроль над сделками, повысит прозрачность госзакупок, а также обобщит информацию по договорам закупок, ценам и поставщикам", - объяснил Анохин.
В сервис ЕИС будет включен план-график заказчиков и поставщиков. Такой подход существенно сократит расходы поставщиков и в разы увеличит конкуренцию, считает Иван Анохин. Он добавил, что публичность конкурсов в ЕИС - это дополнительный удар по коррупции в госзаказе. Членам конкурсной комиссии не просто будет договориться между собой, ведь все их шаги в открытых процедурах окажутся как на ладони. "Последние нововведения будут запущены в 2016 году, когда начнется кодирование закупок с использованием идентификационного кода, а ЕИС будет обеспечивать автоматический контроль размещаемой в ней информации", - говорит Анохин.
В феврале этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, цель которого заключается в полном переходе на электронные процедуры в сфере госзакупок. Предполагается, что это позволит повысить конкуренцию на торгах. Большинство заказчиков и поставщиков поддерживают этот переход, так как риски, существующие при "бумажной" процедуре, существенно сократятся. "В начале февраля мы провели опрос среди поставщиков и заказчиков, статистика оказалась положительной - в пользу перехода на электронные процедуры. При этом некоторые заказчики из регионов выражают беспокойство из-за возможных технических сложностей резкого перехода", - отметил Иван Анохин. Впрочем, переход на электронные процедуры будет внедряться поэтапно. "С 1 января 2016 года все федеральные заказчики будут обязаны осуществлять закупки в электронной форме, а в первом квартале к ним присоединятся как муниципальные, так и региональные заказчики", - говорит Анохин.
Плюсы перевода всех торговых процедур в электронный вид достаточно очевидны, считает Сергей Габестро, гендиректор Fabrikant.ru: это означает снижение транзакционных издержек, удобство и увеличение скорости обмена информацией. "Электронная форма процедур сокращает коррупционные риски. Допустим, подмену бумажных конвертов на стороне заказчика. Конечно, остаются риски на стороне электронных площадок. В этом плане необходимо внедрить на всех площадках такие стандарты шифрования, которые автоматически закроют доступ представителей ЭТП к заявкам. Это важнейшая задача - создать честные условия на рынке ЭТП, чтобы не было возможностей для манипуляций", - считает Сергей Габестро. Он также отметил, что перевод процедур размещения заказа в электронный вид - это шаг вперед в развитии контрактной системы: "И для того чтобы такие масштабные изменения происходили успешно, важно, чтобы вся информационная инфраструктура позволила обеспечить быстрый переход на электронные процедуры".
По мнению Виктора Степанова, гендиректора "РТС-тендер", один из плюсов электронного аукциона - обеспечение анонимности сведений о поставщиках до подведения итогов аукциона. Пакет требуемых от поставщика документов для участия в электронном аукционе минимален, а это в значительной степени нивелирует риски, связанные с возможностью предъявления к предпринимателям требований, не основанных на законе. "Проблемы, связанные с нарушениями законодательства о контрактной системе, заключающиеся, например, в необоснованном отказе в допуске к участию в торгах и другими действиями, связанными с нарушениями законодательства, известны не только в российской закупочной практике, но встречаются и в международной практике. Тем не менее необходимо исходить из добросовестности как заказчиков, так и предпринимателей, участвующих в закупках, поскольку большинство участников рынка закупок имеют целью надлежащее исполнение обязательств как в процессе торгов, так и в рамках заключенных контрактов", - считает он.
Сергей Габестро добавил, что сегодня неблагоприятная ситуация в сфере госзакупок для добросовестного заказчика. В отрасли не хватает профессионалов. "С одной стороны, мы имеем ситуацию, когда в большинстве регионов система госзакупок децентрализована. Это значит, что директор школы, детского садика и другие забирают домой пакет документов, потому что по законодательству он не может это делать в рабочее время, и занимается закупками дома. Это неэффективно. Госзакупками должны заниматься профессионалы, обладающие специальными знаниями. В некоторых регионах уже создаются специальные региональные управления, централизованно занимающиеся размещением госзаказа, - отмечает Габестро. - С другой стороны, ситуация такова, что в одной точке сходятся различные интересы: один и тот же человек планирует потребность, он же размещает заказ, подводит итоги и создает конкурентный лист, контрактует и принимает услугу. Представляете, какой конфликт интересов? Крайне сложно не поддаться искушению и остаться добросовестным. Эту ситуацию нужно менять".