10.03.2015 00:42
Экономика

Единая информационная система госзакупок начнет работать в 2016 году

Создается единая информационная система госзакупок
Текст:  Ангелина Жукова
Российская Бизнес-газета - : №9 (988)
Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок начнет работать с января 2016 года. Система будет содержать каталог работ, товаров и услуг, а это серьезно облегчит работу поставщиков и контролирующих органов. Об этом рассказал Иван Анохин, начальник отдела развития электронных закупок департамента развития контрактной системы минэкономразвития на Всероссийском форуме поставщиков государственных и коммерческих закупок.
Читать на сайте RG.RU

"Единая система должна быть введена в эксплуатацию по итогам испытаний с последующей регистрацией в реестре федеральных государственных информационных систем. Для приемки работ по созданию ЕИС в сфере закупок до 1 мая этого года будет сформирована специальная межведомственная комиссия. ЕИС облегчит контроль над сделками, повысит прозрачность госзакупок, а также обобщит информацию по договорам закупок, ценам и поставщикам", - объяснил Анохин.

Минкомсвязь предложила запретить покупку импортного софта для госнужд

В сервис ЕИС будет включен план-график заказчиков и поставщиков. Такой подход существенно сократит расходы поставщиков и в разы увеличит конкуренцию, считает Иван Анохин. Он добавил, что публичность конкурсов в ЕИС - это дополнительный удар по коррупции в госзаказе. Членам конкурсной комиссии не просто будет договориться между собой, ведь все их шаги в открытых процедурах окажутся как на ладони. "Последние нововведения будут запущены в 2016 году, когда начнется кодирование закупок с использованием идентификационного кода, а ЕИС будет обеспечивать автоматический контроль размещаемой в ней информации", - говорит Анохин.

В феврале этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, цель которого заключается в полном переходе на электронные процедуры в сфере госзакупок. Предполагается, что это позволит повысить конкуренцию на торгах. Большинство заказчиков и поставщиков поддерживают этот переход, так как риски, существующие при "бумажной" процедуре, существенно сократятся. "В начале февраля мы провели опрос среди поставщиков и заказчиков, статистика оказалась положительной - в пользу перехода на электронные процедуры. При этом некоторые заказчики из регионов выражают беспокойство из-за возможных технических сложностей резкого перехода", - отметил Иван Анохин. Впрочем, переход на электронные процедуры будет внедряться поэтапно. "С 1 января 2016 года все федеральные заказчики будут обязаны осуществлять закупки в электронной форме, а в первом квартале к ним присоединятся как муниципальные, так и региональные заказчики", - говорит Анохин.

Госдума запретила госзакупки у офшорных компаний

Плюсы перевода всех торговых процедур в электронный вид достаточно очевидны, считает Сергей Габестро, гендиректор Fabrikant.ru: это означает снижение транзакционных издержек, удобство и увеличение скорости обмена информацией. "Электронная форма процедур сокращает коррупционные риски. Допустим, подмену бумажных конвертов на стороне заказчика. Конечно, остаются риски на стороне электронных площадок. В этом плане необходимо внедрить на всех площадках такие стандарты шифрования, которые автоматически закроют доступ представителей ЭТП к заявкам. Это важнейшая задача - создать честные условия на рынке ЭТП, чтобы не было возможностей для манипуляций", - считает Сергей Габестро. Он также отметил, что перевод процедур размещения заказа в электронный вид - это шаг вперед в развитии контрактной системы: "И для того чтобы такие масштабные изменения происходили успешно, важно, чтобы вся информационная инфраструктура позволила обеспечить быстрый переход на электронные процедуры".

Российский автопром поддержат закупками для органов власти

По мнению Виктора Степанова, гендиректора "РТС-тендер", один из плюсов электронного аукциона - обеспечение анонимности сведений о поставщиках до подведения итогов аукциона. Пакет требуемых от поставщика документов для участия в электронном аукционе минимален, а это в значительной степени нивелирует риски, связанные с возможностью предъявления к предпринимателям требований, не основанных на законе. "Проблемы, связанные с нарушениями законодательства о контрактной системе, заключающиеся, например, в необоснованном отказе в допуске к участию в торгах и другими действиями, связанными с нарушениями законодательства, известны не только в российской закупочной практике, но встречаются и в международной практике. Тем не менее необходимо исходить из добросовестности как заказчиков, так и предпринимателей, участвующих в закупках, поскольку большинство участников рынка закупок имеют целью надлежащее исполнение обязательств как в процессе торгов, так и в рамках заключенных контрактов", - считает он.

Сергей Габестро добавил, что сегодня неблагоприятная ситуация в сфере госзакупок для добросовестного заказчика. В отрасли не хватает профессионалов. "С одной стороны, мы имеем ситуацию, когда в большинстве регионов система госзакупок децентрализована. Это значит, что директор школы, детского садика и другие забирают домой пакет документов, потому что по законодательству он не может это делать в рабочее время, и занимается закупками дома. Это неэффективно. Госзакупками должны заниматься профессионалы, обладающие специальными знаниями. В некоторых регионах уже создаются специальные региональные управления, централизованно занимающиеся размещением госзаказа, - отмечает Габестро. - С другой стороны, ситуация такова, что в одной точке сходятся различные интересы: один и тот же человек планирует потребность, он же размещает заказ, подводит итоги и создает конкурентный лист, контрактует и принимает услугу. Представляете, какой конфликт интересов? Крайне сложно не поддаться искушению и остаться добросовестным. Эту ситуацию нужно менять".

Бизнес