На Украине уже нашлись средства массовой информации и комментаторы, усмотревшие в этой аварии "российский след", хотя ДТП с участием военной техники на Украине - далеко не редкость. Достаточно вспомнить гибель двенадцати "нацгвардейцев" под Артемовском в начале января, когда автобус "Богдан", выпускаемый, кстати, на заводе, принадлежащем президенту Порошенко, врезался в КРАЗ. Но на сей раз речь идет о британских бронетранспортерах, закупленных и доставленных на Украину с большой помпой, едва ли не как символ "международной военной помощи", проинспектированных лично тем же Порошенко. Поэтому заиграл новыми красками скандал, сопровождавший контракт по поставке этих бронетранспортеров еще до того, как они попали на Украину.
О начале поставок импортной боевой техники 22 января объявил государственный концерн "Укроборонпром", а уже 10 февраля скорое прибытие "Саксонов" анонсировал секретарь Совбеза Александр Турчинов. Через три дня первые 20 бронеавтомобилей (всего закуплено 75 машин со снятым вооружением), обошедшиеся казне в 51 тысячу долларов за штуку, выгрузились в Одессе и по железной дороге отправились на полигон под Киевом для ходовых и огневых испытаний. Но там, по словам представителей "Укроборонпрома", обнаружилась несовместимость британских двигателей с украинским топливом, а также проблемы с электроприводом.
Зато украинские СМИ сообщили о "неплохом состоянии машин", поскольку "все светомаскировочные шторки на своих местах, чистенькие и аккуратно свернуты в рулончики". Правда, судя по фотографиям, дерматин почти на всех сиденьях в боевом отсеке лопнул, а кое-где из-под свежей краски проступала ржавчина.
Дело в том, что Украина получила списанные "Саксоны", и об их реальном возрасте можно только строить предположения - бронетранспортер выпускается с 1976 года и аж восемь лет как снят с производства. Что не помешало отдельным киевским пропагандистам назвать его "оружием будущего". Впрочем, даже без учета возраста отзывы военных экспертов оказались уничижительными. Внимание обращалось на то, что "Саксон" - это не машина боя, а полицейский "паркетный" броневик, не рассчитанный на попадание из противотанковых гранатометов или артиллерии - он защищает только от пуль, да и то не от всех. В минус также ставились правый руль, большая высота (а значит, неустойчивость) и профиль больше, чем у танка, что делает его легкой и доступной мишенью, в особенности учитывая низкую проходимость по раскисшим украинским дорогам. Примечательно, что вооружать этими "бронированными такси" собираются украинских десантников, а не правоохранителей, которым он изначально и предназначался.
Дополнительно выяснилось, что "Саксон" уже продается в украинском Интернете по 57 тысяч долларов, и "Укроборонпром" покупал его не напрямую у британского министерства обороны, а через частную украинскую фирму-прокладку. Добило репутацию нового "украинского броневика" высказывание экс-главы британского Генштаба Ричарда Данната, который заявил изданию "The Telegraph": "Это совершенно бесполезные полубронированные грузовики, которые нельзя использовать на линии фронта. Нет ничего более аморального, чем представлять передачу этих транспортных средств как "хорошие новости" для украинцев". Сказать это ему, вероятно, позволил опыт использования "Саксонов" в ходе миротворческой операции в Боснии, где из-за различных происшествий было потеряно больше броневиков, чем в бою. Теперь "Саксоны" могут проявить себя на новом театре военных действий и, наверное, в последний раз.