13.03.2015 17:40
Общество

Ушел из жизни выдающийся создатель вертолетов Марат Тищенко

Текст:  Сергей Птичкин
Выдающийся создатель вертолетов Марат Николаевич Тищенко скончался сегодня на 85 году жизни, сообщила пресс-служба холдинга "Вертолеты России". Знаменитый конструктор был учеником и продолжателем дела Михаила Леонтьевича Миля. Руководство холдинга выразило искренние соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Марата Николаевича. Марат Тищенко относился к плеяде выдающихся ученых-аэродинамиков. Он возглавлял Московский вертолетный завода имени М.Л. Миля на протяжении двух десятков лет - с 1970 по 1991 годы, был его генеральным конструктором.
Читать на сайте RG.RU
Россия завершает поставку военных вертолетов Ми-17В-5 в Афганистан

Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове. В 1956 году с отличием окончил Московский авиационный институт по специальности "вертолетостроение". В студенческие годы серьезно увлекался авиамоделизмом: в 1954 году его модель вертолета установила рекорд продолжительности полета, впервые официально подтвержденный Международной авиационной федерацией (FAI).

Поступив в опытно-конструкторское бюро Михаила Миля, в бригаду аэродинамики, Марат Тищенко вскоре зарекомендовал себя как перспективный специалист и трудолюбивый ученый. Он разработал метод расчета аэродинамических характеристик несущего винта, который обеспечивал высокую точность определения летных данных. Михаил Миль возлагал большие надежды на своего талантливого ученика и доверил ему бригаду перспективного проектирования, определявшую основные направления творческой деятельности ОКБ. Вскоре бригада была преобразована в отдел общих видов и перспективного проектирования. Марат Тищенко принял непосредственное участие в проектировании вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8 и В-12. В 1968 году после защиты диссертации он стал заместителем главного конструктора, и Михаил Миль доверил ему руководство программой строительства и летных испытаний воздушного гиганта - вертолета В-12.

После смерти Михаила Миля Марат Тищенко, по общему мнению его коллег, должен был возглавить Московский вертолетный завод. Однако в тогдашнем министерстве авиационной промышленности отношение к его кандидатуре было неоднозначным - 39-летнего руководителя считали слишком молодым. Ему доверили руководство предприятием, но должность генерального конструктора не дали. Он стал просто главным конструктором, что никак не умалило его конструкторских талантов. Под его руководством в 1970-е годы были успешно завершены испытания и доводка самого мощного в мире боевого вертолета Ми-24 и противолодочной амфибии - Ми-14. В ОКБ приступили к разработке нового семейства вертолетов.

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором

Проектирование новых образцов вертолетов велось параллельно с работами по переоборудованию серийных вертолетов для новых сфер применения, усовершенствованию систем и агрегатов с целью повышения надежности и ресурса вертолетов, находящихся в эксплуатации. Не прекращались научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на решение проблем, возникающих при испытаниях и эксплуатации машин в воинских частях ВВС и подразделениях гражданской авиации. За свой труд по обеспечению обороноспособности страны Марат Тищенко получил Ленинскую премию в 1976 году, а позднее - звание Героя социалистического труда. За вклад в развитие отечественного вертолетостроения в 1977 году Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1977 году в воздух поднялся новый винтокрылый гигант - Ми-26, по летно-техническим характеристикам превосходящий лучшие иностранные вертолеты. Успешно завершившиеся испытания серийного Ми-26 подтвердили способность ОКБ создавать совершенные вертолеты любого класса. Созданию Ми-26 предшествовали серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, организация не имеющего аналогов в мире экспериментально-научного комплекса. В 1981 году Марат Тищенко получил должность генерального конструктора. В том же году он защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора, а затем был избран членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук СССР, что было высокой честью для завода и первым прецедентом такого рода в истории отечественного вертолетостроения.

Вертолеты Михаила Миля

Восьмидесятые годы в истории Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля ознаменовались созданием новых вертолетов: мощного боевого Ми-28 и легкого спортивного Ми-34. На базе Ми-8, Ми-14, Ми-24 и Ми-26 разработаны многочисленные модификации, которые нашли применение в вооруженных силах и гражданской авиации. Проверкой надежности и эффективности вертолетов Ми в 1980-е годы стала война в Афганистане. Они вынесли основную тяжесть боевых действий в этой высокогорной стране с суровым климатом. В 1986 году эти машины принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Они использовались для оценки радиационной обстановки, локализации радиоактивных продуктов выброса, целевого сброса изолирующих компонентов при блокировании реактора и доставки срочных грузов на территорию станции.

Десантные разработки Павла Гроховского

В истории Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля 1970-1980 годы по праву называются "эпохой Тищенко". Его огромный вклад в развитие отечественного и мирового вертолетостроения неоспорим. Увы, убежденный коммунист Марат Тищенко не вписался в те рыночные отношения, которые начали строить в девяностые. И вынужден был уйти с предприятия в расцвете творческих сил в 1991 году.

Вертолеты, созданные при участии и под руководством Марата Николаевича, еще долго будут летать и восхищать людей своим совершенством. Имя Марата Николаевича Тищенко навсегда вписано в историю отечественного и мирового вертолетостроения.

Утраты История