Как ни странно, но спрос на салонные манипуляции и процедуры с очевидным эффектом сейчас растет. В пластической хирургии и косметологии прослеживается заметный тренд: малоэффективные уходовые салонные процедуры остаются невостребованными, а спрос на манипуляции с ярко выраженным и незамедлительным эффектом растет. Кроме того, врачи отмечают приток клиентов у российских пластических хирургов, значительную часть которых составляют иностранцы. "Из-за курсовой разницы оперироваться в России стало намного выгоднее, - говорит Андрей Искорнев, пластический хирург, генеральный директор клиники Platinental. - Много пациентов прилетают на два-три дня даже из Средней Азии, чтобы сделать нитевой лифтинг, армирование лица плазмогелем, лазерную шлифовку и так далее".
Вторая категория предпринимателей, которая может неплохо чувствовать себя в кризис, - продавцы очень недорогих, но остромодных аксессуаров, безделушек. Жителям больших городов, для которых шопинг стал важной частью еженедельного досуга, будет сложно перестраиваться в режим экономии. Многие по инерции продолжат проводить выходные в торговых центрах, но вместо серьезных покупок приобретут что-то недорогое (стоимостью 200-300 рублей), тем не менее радующее глаз.
"За последнее десятилетие жители России - и особенно это касается представителей так называемого городского среднего класса - значительно увеличили уровень своего благосостояния. Уровень жизни подрос, и потребители развили привычку мало в чем себе отказывать, - соглашается Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями в Северо-Восточной Европе Nielsen Россия. - Понятно, что сегодня меньше россиян могут позволить себе, например, частые путешествия за границу, однако желание радовать себя, своих близких никуда не пропадает. Есть все основания ожидать, что отдельные сегменты рынка смогут перетянуть на себя часть высвободившегося потребительского спроса".
По словам эксперта, российские потребители в первую очередь стараются экономить на развлечениях вне дома, а значит, с высокой вероятностью заменят поход в ресторан поездкой в продовольственный магазин, где они смогут порадовать себя покупкой продукта из сегмента "премиум". В условиях благополучной экономической ситуации на такую "сделку" с собой покупатели бы не пошли.
По той же причине несильно, но вырастет сегмент мобильных приложений, контента и услуг различных форматов. Мобильный контент не очень дорогой, и это всегда приятное приобретение, адресованное лично покупателю. "Рынок мобильных приложений, в отличие от рынка мобильных телефонов и смартфонов, далек от насыщения, и разработчики постоянно предлагают пользователям новые продукты", - говорит Алексей Волостнов, директор по развитию бизнеса в России Frost & Sullivan.
Доля российского сегмента в общемировом рынке мобильных приложений - 1%. По прогнозам J son Partners Consulting, в 2015 году объем российского рынка мобильных приложений составит 26 млрд рублей.
Во многих крупных сетевых супермаркетах и гипермаркетах есть товары собственного бренда. Как правило, это продукты низшей ценовой категории для личной гигиены: платочки, шампуни, мыло, туалетная бумага и др. и продовольственные товары. По данным компании Euromonitor International, в ближайшее время сетевые ретейлеры начнут активно развивать направление собственных торговых марок. "Внутри большинства категорий товаров, которые воспринимаются как необходимые - основные продукты питания, средства гигиены и ухода, бытовая химия - скорее всего, подрастут продажи наиболее доступных брендов в линейке. Потребитель остается достаточно чувствителен к качеству продукта, однако будет стараться покупать наиболее дешевые продукты, все еще удовлетворяющие запросы в плане качества", - говорит Анастасия Гончарова, руководитель группы рыночных исследований Euromonitor International.
Резкие колебания валютного курса в конце прошлого года стимулировали большой всплеск потребительской активности в сегменте бытовой техники, электроники и товаров длительного пользования. В декабре рос спрос на недвижимость. Но интерес потребителей заключался лишь в попытках сохранить сбережения в вещественных активах. Всплеск покупательской активности был кратковременным и уже в начале года сошел на нет.
Впрочем, по словам Армена Даниеляна, члена правления, директора по маркетингу и внешним связям АГК "Деловой профиль" (GGI), именно в кризисный период активизируется торговля подержанными автомобилями, ремонт бытовой техники и электроники, ремонт и пошив верхней одежды и прочие услуги, дающие возможность сэкономить. В сфере финансовых услуг сможет возрасти роль НКО и МФО в потребкредитовании, когда рост отказов в банках повлечет увеличение спроса на кредиты из альтернативных источников.
По мнению Марии Черницкой, президента iConText Group, в кризис растет все, что относится к сфере DIY (ремонт, отделочные материалы): "Сделать самому - всегда было хорошей возможностью сэкономить. Сейчас это актуально. Строительная сфера вряд ли сократится, но и активного роста, скорее всего, уже не будет".