17.03.2015 00:19
Кинократия

Пять знаковых ролей Сергея Юрского

Текст:  Виктория Чернышева
16 марта Сергею Юрскому исполнилось 80 лет. Любимый несколькими поколениями зрителей артист признался в одном из интервью, что киноактером себя не считает: "Кино - это влечение". Однако несмотря на целую россыпь великолепных ролей в театральных постановках, "послужной список" Юрского украшают киноработы в фильмах, которые сегодня стали культовыми.
Читать на сайте RG.RU

Мы расскажем о пяти знаковых, на наш взгляд, ролях Сергея Юрьевича в фильмах, которые заслуженно считаются шедеврами кинематографии.

"Человек ниоткуда", 1961 год

Смелая для того времени комедия, которую поставил на "Мосфильме" молодой режиссер Эльдар Рязанов, имеет сложную судьбу. Забавная история про Чудака (дикаря из несуществующего племени тапи), которого привозит с собой в большой город главный герой, должна была стать сатирической лентой, которая "вскрывает отдельные недостатки". Роль дикаря изначально была предложена Игорю Ильинскому, который уже сотрудничал с Рязановым в "Карнавальной ночи". Однако актер отказался, так как посчитал, что она не подходит ему по возрасту.

Шесть лучших фильмов сэра Майкла Кейна

Юрский в то время уже снялся в "Повести о молодоженах", однако "Человек ниоткуда" стал его первой главной ролью в кино. По сути, Рязанов открыл многогранного молодого актера: белозубый, с голливудской улыбкой, дикой прической, недюжинными физическими способностями и абсолютно незакомплексованный, Юрский создал на экране яркий, праздничный образ, который просто не вписался в советские будни.

Судьбу фильма решил Михаил Суслов, который заявил, что "это человек "не оттуда" и потребовал прекратить "финансирование брака в искусстве". Картину раскритиковали. Знаменитые куплетисты Рудаков и Нечаев спели частушку: "С человеком ниоткуда посмотрел я это чудо, год ходить в кино не буду", фильм положили на долгие годы на полку. Лишь в 1988 году, решением Госкино СССР и конфликтной комиссии Союза кинематографистов СССР, запрет был снят и "Человек ниоткуда" отправился в кинотеатры.

Интересно, что Рязанов хотел пригласить блистательного, по его мнению, артиста Юрского в свою картину "Гусарская баллада", на роль бравого поручика Ржевского. Однако генеральный директор "Мосфильма" Сурин заявил, что актер на эту роль не годится, так как очень некрасив.

"Золотой Теленок", 1968 год

В картине Михаила Швейцера Сергей Юрский перевоплотился в Остапа Бендера. Да так изящно и удачно, что до сих пор многие зрители считают его лучшим "великим комбинатором", который когда-либо появлялся на киноэкране.

Его дуэт с Куравлевым (актеры ранее "сыгрались" в другой картине Швейцера "Время, вперед!") оказался блистательным. При этом, по одной из версий, режиссер сразу же решил снимать в "Золотом теленке" именно Юрского и даже не рассматривал другие кандидатуры. Однако ему пришлось все же, по настоянию вышестоящего руководства, провести пробы с другими артистами.

Юрский рассказывал, что его Остап "жил и "танцевал танго", со всеми его трагическими па. Он пытался прожить жизнь как танец, но из этого у него ничего не вышло". Любопытно, что роль Бендера, по словам самого актера, на его карьере никак не отразилась, но вылилась в "непреходящую любовь к произведению Ильфа и Петрова". А также спровоцировала необычное увлечение - Юрский стал собирать игрушечных коров и телят.

В 2000 году в Санкт-Петербурге установили памятник Остапу Бендеру, который выглядит точь-в-точь как герой киноверсии "Золотого теленка".

"Место встречи изменить нельзя", 1979 год

В знаменитой многосерийной картине Станислава Говорухина Сергей Юрский играет не главную, но очень важную роль Груздева, несправедливо обвиненного в убийстве. Именно судьба прототипа его героя, кандидата медицинских наук Евгения Миркина, легло в основу романа "Эра милосердия" братьев Вайнеров, по которому и сняли картину. Миркина в 1944 году обвинили в убийстве жены и приговорили к смертной казни. Оперативники МУРа уже после вынесения приговора доказали, что он был невиновен.

Алексей Смирнов в жизни совсем не был похож на Федю из "Операции "Ы"

Юрский сыграл Груздева гениально: интеллигент до мозга костей, он держится до последнего, хоть и на волоске от смерти. Пронзительная сцена с его оправданием - одна из любимых у многих зрителей. Актер тщательно продумал свой образ: например, заклеил порезы от бритвы на лице папиросной бумагой - именно так делали в то время. Кстати, постановщиком сцены допроса Груздева был Владимир Высоцкий.

"Любовь и голуби", 1984 год

Идея превратить 49-летнего актера в комичного старика - дядю Митю - пришла к режиссеру картины, Владимиру Меньшову, не сразу. Но именно этот выбор привнес в картину театрализацию, которая оказалась очень к месту. Дядя Митя в исполнении Юрского, в буквальном смысле, блистал, во многих сценах "перетягивал одеяло" на себя и заслужил всенародную любовь.

Вместе с актером снялась его супруга Наталья Тенякова, которую долго уговаривали - она критически относилась к себе на экране. Однако актриса согласилась, когда узнала, что ей придется "спрятаться" под толстым слоем грима: из нее сделали старуху.

Создатели фильма вспоминают, что многие фразы, мгновенно ставшие крылатыми, родились прямо на съемках. Авторству Юрского принадлежит знаменитое: "Извините, что помешал вам деньги прятать".

Со съемками комедии связан комичный эпизод. Однажды актеры в середине съемочного дня решили съездить пообедать в ресторане. У Юрского был очень сложный грим, который он решил не снимать. В ресторане швейцар не узнал знаменитого актера и категорически отказался пропускать его внутрь, заявив: "Иди отсюда, здесь артисты обедают". Пропустили дядю Митю только под личную ответственность Меньшова.

"Чернов/Chernov", 1990 год

Режиссерский дебют Сергея Юрского - картина по его же повести, написанной в середине 70-х. Двойное название говорит о том, что зритель смотрит два фильма: один - о реальности московского архитектора Александра Петровича Чернова и его душевном кризисе, другой - вымысел, об иной судьбе, стране и жизни.

Юрский выступил в картине как режиссер, сценарист и актер - он сыграл маэстро Арнольда Арнольда. В одном из интервью Сергей Юрьевич признался, что эта картина очень важна для него: "Фильм о сложном времени - 1990 годе, самом переломном в истории нашей страны. Сколько судеб тогда поломалось!".

Юрский сделал необычный выбор исполнителя главной роли - пригласил режиссера, снявшего фильм "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова. После этого у него началась и актерская карьера. В "Чернов/Chernov" также снялись жена Юрского Наталья Тенякова и их дочь Дарья. По словам актера, они, все вместе, попытались показать время, когда переломились судьбы людей и страны в целом.

В фокусе