Идея наделить органы контроля за уплатой страховых взносов правом проводить внеплановые выездные проверки в отношении предпринимателей, на которых поступили жалобы от Роструда, принадлежит минтруду. В одном направлении с ведомством смотрят и регионалы: Верховный совет Республики Хакасия внес в Госдуму законопроект, в котором предлагается усилить с 2016 года ответственность работодателей за сокрытие налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В НК РФ предлагается внести поправки, предусматривающие ответственность работодателя за занижение размера зарплаты работников на счетах бухгалтерского учета. Штраф предположительно составит 40% суммы неуплаченного налога, но не менее 150 тыс. руб.
Все это очень похоже на очередную попытку методом кнута "дисциплинировать" бизнес: не принимая во внимание ни текущую экономическую обстановку в стране, ни сложившуюся культуру налогоплательщиков, ни отношение граждан к социальным гарантиям государства.
Сегодня размер стандартных отчислений в ФСС, ПФР и ФОМС - около 30% от фонда оплаты труда, еще 13% платится в виде НДФЛ. С правовой точки зрения, его уплачивает физлицо, а организация берет на себя обязанность по отчислению этого налога, но фактически получается, что большинство работников не воспринимают НДФЛ как часть своего дохода, отдаваемую государству. Многие при приеме на работу спрашивают: сколько я буду получать на руки? Так, обязанность налогового агента выливается в дополнительную нагрузку на работодателя, который вынужден лавировать, находя компромисс между ожиданием соискателя и расходами на зарплату. Дополнительно к социальным взносам и НДФЛ предприниматель (в ряде случаев) доплачивает за травматизм. В результате совокупная сумма отчислений с фонда оплаты труда составляет 43-45%, то есть половину зарплаты сотрудника.
Безусловно, нужно платить белые зарплаты, но для многих малых предприятий большая проблема выплачивать достойную зарплату работникам в нынешних условиях в принципе, а налоги с нее ставят подчас на грань выживания. В сфере услуг, где основные затраты на зарплату, для многих предприятий, работающих вне правового поля в части заработных плат, уход от конвертов приведет к тому, что вся прибыль уйдет на налоги по зарплате. Это будет просто равносильно их закрытию. Можно предположить, что они повысят цены и переложат затраты на конечных покупателей, однако будет ли кто-то переплачивать, особенно в кризис?
Сотрудник, конечно, заинтересован в хорошей белой зарплате: когда у человека невысокий официальный доход, в меньшей степени идет формирование пенсионных накоплений, меньше возможностей, связанных с потребительским кредитованием и с ипотекой, меньшие суммы, по сравнению с тем, у кого полностью белая зарплата, получит гражданин, реализуя свои права, предусмотренные Трудовым кодексом: компенсацию при сокращении, оплату больничных листов, декретные выплаты и пособие по уходу за ребенком. И тем не менее, несмотря на все лишения, которыми оборачивается для работника неофициальная зарплата, прежде всего он заинтересован в высокой зарплате, которую ему выдают на руки. Сейчас это запрос номер один. В России молодая пенсионная система, и у людей большие сомнения в ее состоятельности.
К слову, у ПФР и ФСС сейчас есть право проверять компании на предмет выплаты страховых взносов с зарплат сотрудников. Предусмотрена ответственность от административной в виде пеней и штрафов до уголовной. Дополнительное ужесточение ответственности и увеличение объема проверочных мероприятий лишь усилит замах и вес дамоклова меча, нависшего над бизнесом, увеличит стресс и риск угрозы закрытия бизнеса.
На мой взгляд, более правильный шаг, который может переломить существующую систему, - это снижение фискального бремени и более широкое распространение налоговой льготы, позволяющей уплачивать 14 вместо 32% для малого бизнеса. Лишь на этом фоне целесообразно усиливать контроль и ответственность бизнеса. Это даст возможность не только повысить собираемость, но и создаст более благоприятные условия для развития экономики. Ведь, по сути, бизнес заинтересован работать в правовом поле и с гораздо большей охотой согласится заплатить подъемную сумму и "спать спокойно".
Поясняя предложение о расширении льгот, приведу такой пример. У нас сейчас есть льгота для отдельных категорий предприятий, которые платят 14% во внебюджетные фонды вместо 30%. Но эта льгота распространяется только на предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, и действует для определенных отраслей: IT, НИОКР, производство. В Москве, например, таких компаний не так много, и предприятия, которые могли бы воспользоваться льготой, по факту не могут ее применить. Например, строительные компании, предприятия оптовой торговли, производственники вынуждены уплачивать НДС, а значит, не могут применять упрощенку и, следовательно, платить взносы с фонда заработной платы по льготным ставкам.
В современной истории России был такой период, когда предприятия на упрощенке, которым доступны были льготы по соцвыплатам, начинали массово обелять зарплаты. При этом снижение самой нагрузки не означало снижения объема поступлений в бюджет: хотя суммы выплат и стали меньше, их процент вырос за счет увеличения количества предприятий, перешедших полностью в правовое поле.