Что же произошло? Ученые бьют тревогу: все мелководье озера по периметру заросло водорослями спирогира. Из-за них массово гибнут байкальские губки, появились вредные бактерии.
- Подобное бедствие наука наблюдает впервые за 100 лет, - говорит Грачев. - В 1987 году здесь погибли шесть тысяч нерп. Но тогда было понятно, что причиной стал вирус. Сейчас стремительно и внезапно размножилась водоросль спирогира. Темно-зеленая, похожая на тину, очень плохо пахнет. Там, где она живет, животные воду уже не пьют.
Ученым пока не удалось найти виновного в таком взрыве размножения водоросли. Правда, есть версия, что виноваты туристы. Точнее стиральный порошок, которым они пользуются. В нем много фосфора, именно он и может стать причиной бурного роста вредных водорослей и бактерий. Сейчас эта версия проверяется. Кстати, такой порошок запрещен во многих странах, в частности, в Англии, Германии, Швеции, Дании, Швейцарии. Кроме того, академика Грачева особо беспокоит тревожная ситуация с очистными сооружениями озера.
- Только что я получил уведомление от областной природоохранной прокуратуры, которая обследовала очистные сооружения южной части озера, - говорит Грачев. - Они не выявили ни одной нормально работающей системы, которая бы очищала стоки до допустимых кондиций. Большинство вообще официально не приняты к эксплуатации, тем не менее они действуют. А по сути, делают вид, что чистят воду. Такая же ситуация и с судном "Самотлор". Оно должно собирать выбросы и стоки теплоходов и судов, чистить и выливать чистую воду в водохранилище Ангары ниже истока. Но на самом деле "Самотлор" работает крайне неэффективно.
Словом, на знаменитом озере складывается очень тревожная экологическая ситуация. Она, по словам Грачева, может усугубиться, так как после закрытия печально известного целлюлозно-бумажного комбината основная ставка делается на развитие туризма. За последнее время число приезжающих на Байкал резко возросло, уже достигает 1,3 миллиона в год. "Конечно, туризм надо развивать, но к такому наплыву людей необходимо тщательно готовиться, - считает академик Грачев. - Прежде всего на Байкале надо запретить применять фосфорсодержащие порошки для стирки и мытья посуды. И, конечно, надо создать нормальные очистные сооружения. Пока на это никто не обращает внимания. Мы предложили правительству, чтобы Академия наук провела экспертизу, как ей и положено по новому закону, и дала четкие рекомендации, что нужно сделать, чтобы предотвратить трагедию. Я считаю, что академия должна занять жесткую позицию в этом вопросе".
Что касается длящихся несколько недель бурных споров вокруг усыхания Байкала, различных катастрофических сценариев, то академик Грачев считает проблему надуманной. Основные разногласия связаны с количеством воды, которое из Байкала можно пропустить в Ангару. Дело в том, что на ней построен крупнейший в стране каскад ГЭС, для нормальной работы которых нужно строго определенное количество воды. Кроме того, существенное понижение уровня воды в реке может оставить без водоснабжения и тепла сотни тысяч человек и крупнейшие предприятия Приангарья.
Напомним, что, по информации Минприроды России, приток воды в 2014 году в бассейн Байкала составил всего две трети от нормы. Подобный дефицит воды затронул многие российские водоемы. Он связан с тем, что прошлая зима была весьма малоснежной. Из-за маловодья озеро вплотную подошло к нижней отметке диапазона регулирования, установленного правительством РФ в 2001 году. Он находится между 456-457 метрами над уровнем моря.
В январе 2015 года возникла дилемма: удержать уровень воды в официальных границах, уменьшив ее пропуск в Ангару, или специальным постановлением разрешить снизить уровень озера на несколько десятков сантиметров. Каждый приводит свои аргументы. А буквально только что прозвучало новое SOS: уровень воды в озере Байкал опустился еще на 1 сантиметр, теперь он находится ниже минимальной допустимой отметки в 456 метров на 4 сантиметра. Речь уже заходит о том, что, возможно, придется вводить особые режимы водопользования.
- Я вообще не вижу предмета для спора. На самом деле в понижении уровня Байкала нет ничего необычного, - утверждает академик Грачев. - За 60 лет наблюдений его уровень около 20 раз превышал отметку 457 метров и более 15 раз опускался ниже 456 метров. И это никак не сказалось на биоте. Например, в 1981-1982 годах уровень вообще составлял 455,3 метра, то есть почти на 80 сантиметров ниже текущего уровня. Более того, 11,5 тысячи лет назад уровень озера опускался на 30 метров, и мы точно знаем, что омуль и сиг уже обитали в Байкале, и, как видите, рыба не исчезла.