Прославившее уральцев на весь мир ажурное искусство появилось в небольшом поселке Касли в позапрошлом веке: уральские мастера - модельеры, формовщики, литейщики - сумели придать практически ювелирную ценность чугуну, по определению, неподатливому и грубому материалу. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Каслинский завод показал поразительные вещи: от отлитого целиком браслета из ста звеньев или витой цепочки весом в 25 граммов - до 4,5-тонного сказочного Каслинского павильона, уникального художественного памятника мирового значения, который в каталоге ЮНЕСКО значится как единственное в мире архитектурное сооружение в музейной коллекции.
После революции Каслинский завод разграбили, эталонные образцы, по которым отливались "кабинетные вещи", вывозили обозами в неизвестном направлении. Художественное литье вновь появилось в Каслях благодаря Константину Клодту - внучатому племяннику того барона Клодта, чьи кони бьют копытами на Аничковом мосту в Петербурге. Авторских работ Константина Александровича сохранилось немного: на выставке представляют его нож для бумаги, сильно похожий на известную древнеегипетскую косметическую ложечку из Пушкинского музея.
У потомка барона две главные заслуги перед Каслями. Во-первых, он наладил на заводе то, что сейчас называется профтехобразованием - организовал изостудию, где обучались будущие мастера. Во-вторых, именно он создал модель кухонной "скульптуры", которая со временем появилась в каждой советской семье - мясорубки. С нее, а также печных дверок, дверных петель и прочего нехитрого скарба началось возрождение производства. Со временем на заводе освоили производство эмалированной посуды, но главенствовала в ассортименте спецпродукция для "оборонки". Возрождение художественного литья началось с Ленинского плана монументальной пропаганды. Первый госзаказ на пять памятных досок с ликами вождей для украшения зданий поступил из Екатеринбурга. Они также представлены на выставке, четкость и возрожденческая свобода исполнения свидетельствуют о мастерстве каслинских художников.
Идеологические установки мастера, так сказать, вплетали в свои произведения - как вплетали серпы, молоты и пятиконечные звезды в кружевную вязь своих шкатулок. Скажем, к юбилею генерального секретаря КПСС в Каслях из чугунного кружева изготовили столик для хранения полного собрания сочинений юбиляра. Такой же ажурный "Гимн СССР" - величественная и многоэтажная кабинетная скульптура с колокольчиком, где в будущее указывают два крохотных вождя и шагают рабочий с колхозницей в пиджаке и с серпом.
Каслинским мастерам Большого Стиля удавалось прославление людей труда, что доказывают лучшие образцы - знаменитая "Лесопосадчица" с елкой или "Заря изобилия" с великолепно развитой грудной клеткой. Мастера откликались и на будни, и на праздники страны, отливая в чугуне освоение космоса, борьбу за дело мира и три типоразмера мишек к Олимпиаде-80.
В музее выставили также ключи от городов (делали на заводе и такие): от Магнитогорска и от Каслей - с тремя рыбками. Откликнулись мастера и на моду 70-х на "капсулы времени": в этом южноуральском городе послание будущим поколениям, как в сказке, заложили в сказочный ажурный сундук.