23.03.2015 15:56
Культура

В Уфе премьерой балета "Анюта" открылся Нуреевский фестиваль

Текст:  Александр Данилов Гульназ Данилова (Уфа)
В Уфе премьерой балета "Анюта" открылся XX Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.
Читать на сайте RG.RU
Премьера балета "Анюта" в Уфе
В Уфе показали "Заговор чувств"

Можно смело утверждать, что театр обогатился новым во многих отношениях балетом. "Виной" тому - удивительная музыка Валерия Гаврилина, которая гармонично сплелась с хореографией, передающей тончайшие психологические нюансы драмы, в которой есть и любовь, и предательство, и блеск, и нищета. Уфимские артисты буквально на одном дыхании станцевали историю, рассказанную Антоном Павловичем Чеховым в своей "Анне на шее".

Оглушительный успех спектакля - результат кропотливого труда хореографа-постановщика, народного артиста СССР Владимира Васильева, его ассистента - заслуженного работника культуры России Андрея Меланьина, дирижёра-постановщика Раушана Якупова, художника-постановщика - заслуженного деятеля искусств России Виктора Вольского. Тщательно выписанные декорации, сменяющие друг друга с легкостью необыкновенной благодаря новым техническим возможностям, появившимся в театре в результате реконструкции, переносят зрителя в разные интерьеры, а разнообразные костюмы - от простой одежды обычных горожан до нарядов персонажей высшего света, выполненные Рафаилом Вольским, завершают погружение в предметный мир второй половины XIX века.

Как отметила главный балетмейстер башкирского театра оперы и балета, художественный руководитель Нуреевского фестиваля, народная артистка России Леонора Куватова, каждая репетиция с выдающимся хореографом Владимиром Васильевым была для артистов балета бесценным мастер-классом.

Уфимская "Анюта", по убеждению Владимира Васильева, будет отличаться от всех остальных, поставленных в десяти других театрах.

На фестивале "Золотая маска" показали оперу Вагнера

- Одинаковых спектаклей не бывает, - говорит он. - Ведь мы имеем дело с одушевленным материалом. То, что хорошо одному актеру, может оказаться не очень хорошо другому, но тот, другой, может привнести новые краски. Я и сам каждый раз добавляю что-то новое. "Анюта" - спектакль-долгожитель. Раз попав в репертуарную афишу, он с нее не сходит. Загадка в том, что в нем есть ясность сюжета и простота. Когда я услышал музыку Валерия Гаврилина, я понял, как надо ставить этот спектакль. Ведь первоначально "Анюта" была телевизионным фильмом-балетом. Но когда пригласил композитора на репетицию, он, смутившись, сказал, что не любит балет. И я его понимаю! Мне тоже не нравится балет, когда он - только упражнения: батман, арабеск... В искусстве важно не это, а другое: когда какая-то мизансцена или мелодия входят в сердце. У Гаврилина все идет сначала в сердце и только потом - в разум. Это большое счастье, когда не надо мучиться над вопросом: что же нам хотели сказать? Мы понимаем это сразу.

Спектакль подготовили три состава солистов, а также учащиеся Башкирского хореографического колледжа им. Р. Нуреева, играющие братьев Анюты. Образ главной героини на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета воплотили народные артистки Башкортостана Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова и заслуженная артистка республики Валерия Исаева.

Кстати

В программу юбилейного Нуреевского фестиваля вошли одноактный балет Московского академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац "Письма с фронта" на музыку В. Гаврилина, два спектакля уфимского театра - "Жизель" и "Лебединое озеро" и два гала-концерта: первый с участием молодых танцовщиков, лауреатов международных конкурсов, второй - с участием известных артистов мирового и российского балета.

Музыкальный театр Уфа Башкортостан