26.03.2015 00:23
Общество

Канонический образ вождя пролетариата был срисован с двойника Ленина

Натурщик, позировавший для полотен об Ильиче, не смог выйти из образа
Текст:  Игорь Елисеев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №63 (6634)
16 апреля к Мавзолею на Красной площади снова выстроится очередь - усыпальница откроется после двухмесячного перерыва.
Читать на сайте RG.RU

Как живой

Сейчас тело Ленина находится не в бронированном саркофаге, а в ванне со специальным бальзамическим раствором. Эта ванна стоит в соседнем с траурным залом Мавзолея помещении, под гостевыми трибунами.

К 16 апреля ученые завершат плановую профилактику (Мавзолей закрыли 16 февраля), и доступ к телу вождя мирового пролетариата будет возобновлен. Как и раньше: он будет открыт пять дней в неделю (кроме понедельника и пятницы) с 10.00 до 13.00. Вход в усыпальницу со стороны Никольской башни Кремля через рамку-металлодетектор. Пускают бесплатно. Есть ограничения по проносимым вещам: запрещены фото и видеоаппаратура, оружие, громоздкие сумки.

Чем запомнилась "военная" смена 1941 года в "Артеке"

Каким бы полярным ни было отношение к Ленину, но желающих взглянуть на его тело очень много. В среднем за год паломничество или экскурсии (как это расценить, зависит от политических или религиозных взглядов посетителя) совершают до 400 тыс. человек. Если учесть, что Мавзолей открыт всего три часа в день, и отнять выходные и праздники, то получается, что у тела Ильича за минуту проходят 10 посетителей.

Можно считать Ильича кем угодно - хоть величайшим революционером и другом сирот, хоть кровавым гением, но паломничество к телу говорит о том, что он народу интересен. В любом качестве.

Но самое важное - на Красной площади лежит настоящий Ленин. А не его канонический образ, который мы знаем по портретам, памятникам и фильмам.

Напрашивается вопрос: а что, они так уж серьезно отличаются?

Да еще как! Ведь самые знаменитые портреты Ленина рисовали с совершенно другого человека.

Растворился в образе

Владимир Ильич Ленин умер после долгой болезни 21 января 1924 года.

Канонизация образа в эпоху, когда еще не было телевидения, имела свою специфику: потребовалось невероятное количество образов вождя. Но портреты и памятники требовалось с кого-то ваять, а творить по фотографиям (посмертных масок было всего две) многие художники и скульпторы не могли. Или не хотели. И тогда началась эпоха "двойников".

Самый популярным и востребованным был юрист Иосиф Ариевич Славкин, уроженец города Стародуба Черниговской губернии. В начале 1920-х он переселился в Москву. Скромно трудился в рядовой адвокатской конторе: громких дел не вел, особого внимания к себе не привлекал. Но сослуживцы как-то обратили внимание на сходство Славкина с вождем. Сначала Славкина приглашали играть Ленина в любительских спектаклях. Но Иосиф Ариевич настолько вжился в образ, что стал копировать прототипа и в повседневной жизни: походку и жестикуляцию, запоминал ленинские фразы, носил пиджаки и галстуки "как у Ленина", изучал документальные съемки выступлений вождя.

Чем запомнилась "военная" смена 1941 года в "Артеке"

Вскоре Славкин стал востребованным натурщиком самых известных московских художников того времени: Нюрнберга, Финогенова, Одинцова, Налбандяна, Иогансона, Васильева. Со временем он уже ощущал себя не просто популярным натурщиком и двойником, но даже объявил себя соратником вождя. Потом вжился в образ уже настолько, что стерлись последние грани между вымыслом и действительностью. Славкин-Ленин рассказывал журналистам о том, как жил и работал с Ильичом в эмиграции, как работали вместе в правительстве...

Дошло до того, что художник Нюрнберг с натурщиком Славкиным нахально предложили рисунки "Ленин в период эмиграции" (Ленина писали, само собой, со Славкина) в Центральный Музей В.И. Ленина. Рисунки были отвергнуты как "извращающие образ В.И. Ленина".

Впрочем, творцов в те годы это уже не останавливало. В Центральный музей для экспозиции предлагали даже скульптуры Ленина. Но их отвергли: руководство музея уже было в курсе, что каменного вождя ваяли с натурщика Славкина.

В письме в ЦК партии директор Центрального музея Ленина тов. Беляков написал: "Тип Славкина пользуется успехом среди некоторых художников. И эти художники явно извращают образ Ленина".

Тем не менее Славкин вошел в историю. Почему? Ответ простой: увековечивание Ленина набирало обороты, творцам для вдохновения позарез были нужны двойники Ленина.

Показательно, что пишут искусствоведы об одном из зачинателей методов соцреализма художнике Александре Герасимове: "Картина "В.И. Ленин на трибуне" Герасимова звучит как гимн коммунизму и его гению. Герасимов видел В.И. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, но находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица Ленина с должной ясностью. И конечно, для углубленного постижения характеристики лица Ленина ему пришлось изучить многие материалы. Художник познакомился и с документальными фотографическими материалами. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства".

Сильно сказано. Но критики скромно умолчали, что для пламенного образа Ильича фотографий тогда особо и не потребовалось - даже великому Герасимову позировал все тот же Славкин.

Ленин: капитал

К 1940 году Славкин забросил юриспруденцию и работал исключительно "Лениным". Брал за сеанс от 25 до 50 рублей. Много это или мало? Судите сами: тогда бутылка водки стоила 11,5 руб., литр молока - 2 руб., булка хлеба - 1,7 руб., 1 кг говядины - 11 руб., кило картошки - 50 копеек, пара мужских ботинок - 90 руб., а цена пальто и костюма примерно соответствовала средней месячной зарплате - 340 руб.

Жадность псевдо-Ильича не имела границ, и росло его самомнение: уже не только отдельным художникам, но и самым солидным издательствам страны Славкин предлагал серии открыток Ленина. Естественно, в образе Ильича позировал он сам.

Маринизм в политической карикатуре на рубеже XIX–XX веков

На пике карьеры Славкин на позировании зарабатывает по 2-3 тыс. руб. в месяц. И уже полностью отождествлял себя с Лениным.

Историк и писатель Георгий Андреевский так описывает Славкина: "Он мечтает сыграть роль Ленина в кино. Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру "Ленин-вождь", то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину гонорара. Сам Ленин, наверное, никогда бы не смог заключить такого выгодного договора, даже если бы и позировал. Славкин даже жену стал называть Надюшей, а ненавистного соседа по квартире "проституткой Троцким". Тяжелым ударом стала смерть Надежды Константиновны Крупской. Прочтя газету, Иосиф Ариевич долго сидел у письменного стола, готовый принимать соболезнования".

Только после письма в ЦК о наглом двойнике партия решила навести порядок. 13 июня 1941 года вышло распоряжение о том, что выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер, в количестве более 10 экземпляров разрешается исключительно Главлитом.

... Судьба "двойников" Ленина (кроме Славкина были и другие) сложилась совсем не трагично. С ними провели воспитательную беседу и... отпустили.

Славкин сбрил усы и бородку и устроился юристом в "Мясосбыт". Пережил войну, умер в середине 60-х в возрасте 74 лет.

Сегодня, когда мы смотрим на знаковые портреты вождя мирового пролетариата, то видим, конечно, прежде всего эпохальную личность. Но отчасти - и Иосифа Ариевича.

Владимир Ильич Ленин
История