27.03.2015 14:58
Общество

В Воронеже открылась выставка памяти священника Павла Адельгейма

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Личные вещи, документы и тексты протоиерея Павла Адельгейма - известного церковного деятеля, убитого у себя дома в Пскове 5 августа 2013 года, - привезли в Воронеж на месяц. Экспозицию в новом корпусе Академии искусств (бывший Дом офицеров) можно посетить в любой день.
Читать на сайте RG.RU

Отца Павла хорошо знали не только в России, но и за ее пределами. У его "живого журнала" на adelgeim.ru были тысячи подписчиков. Талантливый проповедник и организатор, Адельгейм стал известным из-за своей "ершистости" - он спорил с архиереями, писал жалобы священноначалию, публиковал полемические статьи, упорно отстаивая свои взгляды на богослужебную и приходскую жизнь. Впрочем, эти взгляды не были сугубо личными: отец Павел свободно ориентировался в церковном праве и опирался на традицию первых веков христианства. Неожиданную точку поставил молодой и не вполне здоровый психически гость семьи Адельгеймов, всадивший в священника нож.

Выставка "Свидетель" (новое название - "Свидетель эпохи") была подготовлена спустя год после трагедии и успела побывать в Пскове, Москве и Санкт-Петербурге. В столице Черноземья ей подобрали символичное место - здание Академии искусств. Художественная интеллигенция всегда тянулась к Адельгейму. Его роль в своем духовном становлении отмечали, например, бывшие участники группы "Митьки". Витраж Дмитрия Шагина до сих пор можно видеть в храме в Писковичах, где отец Павел служил с 1976 по 2002 год. Актеры и писатели окружали священника и в Пскове.

Мария Городова: Отец Павел Адельгейм всегда оставался человеком Церкви

- Семья Адельгеймов была тесно связана с театром: у его дедушки ставили домашние спектакли, родители отца Павла учились в Вахтанговской студии, дядья Рафаил и Роберт были выдающимися актерами-трагиками начала ХХ века, гастролировали по Европе и России, играли и в Воронеже, - отметила куратор выставки Инна Ткаченко.

К слову, братья Адельгеймы были очень востребованными артистами и создали систему тренинга, основанную на работу с дыханием (их в шутку называли йогами). Прямых продолжателей у них не было. По всей вероятности, эта техника предвосхищала поиски Ежи Гротовского и других театральных новаторов. Близкие родственники будущего священника были репрессированы как "враги народа" (неслучайно в 1980-е отец Павел стал одним из основателей псковского "Мемориала"). Деда, промышленника, расстреляли в Киеве без особых церемоний. Отца, директора драмтеатра в Иванове, перед войной забрали за анекдоты на кухне и позже расстреляли - якобы он хотел захватить власть над искусством всей области в случае прихода немцев. Мать пошла в НКВД с возражениями и попала за решетку. Сына отправили в костромской детдом. После освобождения Татьяну Никаноровну с Павликом выслали в Казахстан. Там Адельгейм познакомился с преподобноисповедником Севастианом Карагандинским и сознательно обратился к вере.

Дальше был Киев - лавра, семинария. Из последней его исключили накануне выпускных экзаменов после скандала: по предложению друга Павел выступил против первомайского собрания в Великую пятницу. На праздничный концерт им все равно пришлось идти, но вот диплома Адельгейму не дали. Женился он экстренно, перед самым рукоположением, на едва знакомой девушке - на Веру указал знакомый священник, а "гадание" на Евангелии убедило юношу в правильности выбора. Венчание в сельской церкви навело шороху на всю округу: отговаривать молодых от "мракобесного" поступка прибыли милиционеры и солдаты.

Служить молодого священника отправили в Узбекистан. Под Бухарой Адельгейм в рекордный срок построил кирпичный храм с мраморной облицовкой и московским иконостасом XVIII века. Мусульмане относились к энергичному "мулле" с уважением и поддерживали его жену с тремя детьми после ареста отца Павла. За "клевету на советскую власть" он провел три года в тюрьме. После спровоцированного начальством ЧП на руднике потерял ногу.

Делу об убийстве псковского священника придали статус особо важного

После освобождения он почти сорок лет служил на псковской земле. Восстановил две старинные церкви, построил приют для сирот-инвалидов и храм при лечебнице для психически больных детей, создал общеобразовательную школу регентов. Но кончилось все печально: затяжной и драматичный конфликт с епископом Евсевием привел к тому, что священника отстранили от дел. В последние годы он по-прежнему служил, но былого размаха общинной жизни при храме уже не было (а после убийства отца Павла приход обновился почти полностью). Адельгейм с горечью писал о том, что выстроенная в новейшее время церковная "вертикаль" делает бесправными и клириков, и прихожан. Что последние становятся на богослужении статистами, воспринимающими лишь обрядовую сторону происходящего. Что православные "болеют фарисейскими недугами", смешивая понятия о грехе перед Богом и о нарушении дисциплины вроде поста в среду и пятницу. Ратовал за церковную десятину и приходские школы (вместо курса ОПК).

Воспоминаниям, размышлениям и публичным выступлениям отца Павла в экспозиции отведена ключевая роль. Читать зрителям придется много. Но тем, кто интересуется историей русской Церкви и ее настоящим, сделать такое усилие стоит.

Выставка "Свидетель эпохи: священник Павел Адельгейм" работает до 26 апреля ежедневно с 12 до 20 часов по адресу: Воронеж, пр-т Революции, 32 (Академия искусств). Вход свободный. По субботам и воскресеньям проводятся бесплатные экскурсии, начало в 14 и 17 часов. Можно заказать экскурсии в другое время по телефону 8-906-580-73-74 (Инна Владимировна Ткаченко).

Кстати

30 марта в 19-00 в рамках выставки пройдет презентация книги священника Павла Адельгейма "Своими глазами" и сборника конференции "Равнина русская: опыт духовного сопротивления". 13 апреля, также в 19 часов, там состоится поэтический вечер с участием Сергея Стратановского (Санкт-Петербург), а 20-го - итоговый круглый стол, где в числе прочих выступят воронежцы Вячеслав Битюцкий (председатель историко-просветительской организации "Мемориал") и Галина Умывакина (председатель регионального отделения Союза российский писателей).

Религия Музеи и памятники Воронеж Центральная Россия