30.03.2015 00:40
Экономика

За год задолженность жителей ЦФО за услуги ЖКХ выросла на 30 процентов

35 процентов жителей ЦФО не платят за коммунальные услуги из-за финансовых проблем
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: ЖКХ №65 (6636)
За год задолженность жителей Центрального федерального округа за услуги ЖКХ выросла на 30 процентов, посчитали в "Секвойя кредит консолидейшн". В денежном выражении ее объем достиг почти 50 миллиардов рублей. Причем округ - абсолютный лидер по уровню просрочки - на его долю приходится 24 процента всей задолженности за ЖКХ.
Читать на сайте RG.RU

Большинство должников (35 процентов) не платят по счетам из-за финансовых трудностей. На втором месте довольно оригинальная причина неплатежей - 22 процента потребителей не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо платить. Как отмечают аналитики "Секвойя кредит консолидейшн", в отношении коммунальных услуг у многих россиян сформировалась позиция "платить в последнюю очередь или не платить вообще". Это "наследство" советских времен, когда все ресурсы воспринимались как общее достояние: наступают холода, и батареи должны греть независимо от того, оплачены услуги или нет.

ФСТ предсказала рост тарифов ЖКХ на 8,3 процента

Около 10 процентов должников забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более двух квартир, в одной из которых никто не проживает. Кроме того, в Москве среди состоятельных граждан есть тенденция оплаты услуг раз в год, то есть в течение года все приходящие платежки складываются в общий ящик, а в конце года оплачиваются. В других регионах ЦФО многие уехали на заработки в столицу - в своих квартирах они не живут, поэтому риск остаться, например, без электричества их не пугает.

Часть потребителей не хотят платить за коммунальные услуги, так как недовольны качеством услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.д.). По словам экспертов, в ряде случаев ресурсоснабжающие организации действительно нарушают нормативы. Но бывает и так, что потребители не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и поэтому перестают платить. Например, в прошлом году в ряде регионов ЦФО в извещениях жителей многоквартирных домов появились строки об обязательных платежах за капитальный ремонт (вне зависимости от возраста самих домов). Они были добавлены на основании поправок в Жилищный кодекс (271-ФЗ). Это вызвало недовольство со стороны граждан, и на сегодня капремонт, по данным "Секвойя кредит консолидейшн", отказываются оплачивать около 10-15% собственников жилья.

"От неплатежей конечных потребителей страдают непосредственно сами ресурсоснабжающие организации, - отметила президент "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. - Они не получают достаточные средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и т.д.". Борьба с неплательщиками идет сразу по нескольким направлениям. Принудительного взыскания долга можно добиться через суд, также должникам отключают ряд коммунальных услуг (электричество, горячую воду) и даже блокируют канализацию. Управляющие компании, ТСЖ, ЖК и ЖСК стали активно сотрудничать с коллекторскими агентствами.

Почти 10 процентов жителей ЦФО не платят за коммунальные услуги из-за финансовых проблем

"Определенный процент неплательщиков есть и в развитых странах, - говорит генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - В нашей же ментальности многие считают возможным не платить, т.к. не воспринимают ЖКХ коммерческой услугой, но в то же время многие считают, что и так платят много, а качественных услуг не получают. Чтобы задолженность по ЖКХ снижалась, нужна терпеливая работа по разным направлениям. Рано или поздно привычка не платить у большинства уйдет в прошлое - и из-за того, что данные по задолженности теперь будут попадать в кредитную историю, и из-за того, что будут совершенствоваться механизмы взыскивания задолженности".

Между тем

Данные о задолженности по ЖКХ с 1 марта этого года попадают в кредитную историю, и хронические неплательщики могут получить отказ в кредите. По словам директора департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрея Борискина, важен не только факт наличия задолженности, но и динамика ее накопления - какой срок, сумма, как эта сумма соотносится с доходом заемщика и т.д. "Жизненные обстоятельства у заемщика могут быть различными, - отметил эксперт. - Поэтому банк в любом случае проанализирует также иные факторы (наличие хорошей кредитной истории, информацию о доходах и расходах) и примет взвешенное решение о возможности предоставления кредита".

Борискин также отметил, что в большинстве случаев наличие негативной информации по платежам ЖКХ с большой степенью вероятности коррелирует с качеством кредитной истории. То есть существенно повлиять эта информация может только на заемщиков, которые не имеют кредитных историй, а таких не более 7-9 процентов. Поэтому значительного влияния на увеличение процента отказов информация о задолженности ЖКХ не окажет.

ЖКХ