31.03.2015 00:41
Экономика

Суммарные долги регионов превысили 2,4 триллиона рублей

Текст:  Наталья Зубаревич (директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП))
Российская Бизнес-газета - : №12 (991)
До 2,4 трлн рублей вырос суммарный долг регионов и муниципалитетов в начале этого года. Он превысил треть от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, это без учета трансфертов. В 47 регионах долговая нагрузка больше половины их налоговых и неналоговых доходов. Выше всего долговая нагрузка на Чукотке (125%), в Смоленской, Костромской областях, Мордовии (более 100%), республиках Карелия и Удмуртия, Белгородской, Вологодской, Астраханской, Пензенской, Саратовской, Амурской областях (80-96%).
Читать на сайте RG.RU

Жизнь без долгов могут позволить себе регионы с огромной нефтегазовой рентой (Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий АО). А с минимальным долгом - немногочисленные регионы с ответственной бюджетной политикой, среди которых и богатые (федеральные города и Ханты-Мансийский АО), и с более низкими доходами бюджета (Пермский, Алтайский края, Иркутская область).

Структура долга с июля прошлого года стала хуже: доля кредитов коммерческих банков выросла с 39 до 45%, а доля бюджетных кредитов с более льготными ставками и возможностью пролонгации сократилась до 32%. Появилось предложение "простить" регионам бюджетные кредиты. Если оно будет принято, повезет тем регионам, которые и так оказались хорошими лоббистами и смогли выбить в минфине более дешевые бюджетные кредиты. Их доля в долге Чукотского АО достигает 100%, в долге Чечни, Тывы, Ингушетии - 85-95%, Татарстана и Калмыкии - 80%.

Наиболее сложное положение у регионов со значительной долговой нагрузкой (более 50%) и преобладанием в долге коммерческих банков. Таких регионов 25, в т.ч. Астраханская, Саратовская, Пензенская, Вологодская, Амурская, Рязанская, Новгородская, Псковская, Кировская, Орловская, Калужская, Архангельская, Ульяновская, Нижегородская, Ярославская, Ивановская, Кемеровская, Магаданская, Брянская, Тамбовская области, республики Удмуртия и Коми, Забайкальский край. В 11 регионах расходы на обслуживание долга достигли 3-4,5% расходов их бюджетов, для сравнения - это больше всех расходов на культуру и СМИ.

Проблемы бюджетов регионов достигли критического уровня, в 45% регионов большой долг дополняется дефицитом бюджета. Бюджетный кризис сильнее всего проявился в среднеразвитых регионах, а меньше всего долговых проблем у самых богатых нефтегазодобывающих регионов и агломераций федеральных городов. Федеральные власти, фактически создавшие этот "рукотворный" кризис, пытаются заставить все регионы следовать примеру сверхэкономных Алтайского и Пермского краев, но жесткая оптимизация расходов, особенно социальных, крайне рискованна для губернаторов, которым по новым законам придется избираться. Для многих из них проще влезть в большие долги, надеясь на помощь федерального центра. Игра в рулетку продолжается.

Структура долга с июля прошлого года стала хуже: доля кредитов коммерческих банков выросла с 39 до 45 процентов, а доля бюджетных кредитов с более низкими ставками сократилась до 32 процентов

Следствием дисбаланса доходов и расходов в 2014 г. стал дефицит бюджетов регионов. По объему он несколько меньше предыдущего года, но по географии столь же широк: дефицит имели 75 регионов (в 2013 г. - 77). В Амурской области и Удмуртии бюджетный дефицит достиг 21-22% доходов бюджета, в Магаданской, Костромской, Новгородской областях, Республике Коми и Еврейской автономной области - 16-17%. В основном это среднеразвитые регионы с недостаточными собственными доходами и относительно невысокой долей трансфертов. "Середняки" оказались самыми уязвимыми. Наиболее благополучны бюджеты Сахалинской области и Крыма (профицит 14-15%), Ленинградской (11%) и Тюменской (4%) областей, а также ее автономных округов. Высокодотационные республики Алтай и Ингушетия смогли сохранить профицит благодаря росту федеральных трансфертов на 22-34% в 2014 г.

Правительство реструктурирует часть региональных долгов

Сильнее всего на динамику доходов влияют налог на прибыль и трансферты. Именно благодаря росту налога на прибыль в 2,3 раза максимальными темпами росли доходы Сахалина. Еще выше были темпы роста налога на прибыль в Мордовии (в 3,4 раза), но ей срезали на 27% трансферты. Большинство развитых регионов - лидеров по динамике доходов бюджетов, также выделялись высокими темпами роста налога на прибыль (на 40-80%). В 27 регионах поступления налога на прибыль в 2014 г. сократились, сильнее всего - в Бурятии (-32%), но для этой полудепрессивной республики он малозначим, а также в более развитых регионах - Калужской, Белгородской областях, Карелии, Пермском и Хабаровском краях (на 14-20%). Это и стало причиной спада или минимального роста доходов их бюджетов.

Долг регионов перед бюджетом РФ превысил два трлн рублей

Динамика трансфертов также сильно различается. Максимальным был рост трансфертов на Чукотке - почти в два раза, помощь обусловлена не только сверхвысокой долговой нагрузкой бюджета автономного округа, но и особыми условиями поддержки из федерального центра. Значительный рост трансфертов Хакасии (на 49%) менее понятен, чем Карелии (на 39%), переживающей сильный экономический спад. Рост трансфертов слаборазвитым республикам Алтай (на 34%) и Ингушетия (на 22%) обеспечил значительный рост доходов их бюджетов. Для сравнения: в слаборазвитой Карачаево-Черкесии трансферты сократились на 15%, что обрушило доходы ее бюджета теми же темпами. Объем федеральных трансфертов в 2014 г. сократился в 30 регионах, наиболее сильно - в Амурской области (на 58%), Еврейской автономной области и Хабаровском крае (на 29-33%). Это объяснимо: в 2013 г. они получили дополнительную помощь для ликвидации последствий наводнения на Амуре. Резкое сокращение трансфертов Мордовии (на 27%) стало следствием феноменального роста поступлений налога на прибыль. Снижение трансфертов наиболее развитым регионам (Москва, С.-Петербург, Тюменская, Сахалинская области и Татарстан) также рационально, оно не повлияло на их бюджеты из-за низкой доли федеральных перечислений в доходах. Но снижение трансфертов полудепрессивным регионам Забайкалья (Бурятия и Забайкальский край) вкупе со спадом поступлений налога на прибыль привело к сокращению доходов их бюджетов.

Наш анализ в очередной раз показывает, что распределение федеральной помощи регионам остается непрозрачным и далеко не всегда объяснимым.

Бюджеты регионов Долги и кредиты Чукотский АО Смоленская область Костромская область Мордовия Карелия Удмуртия Белгородская область Вологодская область Астраханская область Пензенская область Саратовская область Амурская область Тюменская область Сахалинская область Ненецкий АО Татарстан Дальний Восток Центральная Россия Средняя Волга Северо-Запад Приволжье Юг России Урал и Западная Сибирь Волга-Кама