Документом предписывалось: выделение субъектам МСБ доли в общем ежегодном объеме закупок госкомпаний; создание при госкомпаниях совещательных органов, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок, и ряд других мер.
Первые результаты не заставили себя ждать. Только за семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами МСП, возросло на 43,47%, а сумма заключенных контрактов составила 217,7 млрд руб. В компаниях с госучастием начали создаваться совещательные органы по вопросам эффективности госзакупок, были утверждены программы партнерства с субъектами МСБ.
Согласно данным минэкономразвития о мониторинге правительственных директив, в 2014 году госкомпании осуществляли свою закупочную политику в отношении МСБ. Из 644 акционерных обществ, которым направлялись директивы правительства, совещательные органы были созданы только в 40, а система одного окна только в 4 компаниях. Эта проблема во многом была связана с отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего особенности осуществления закупок. Поэтому важнейшим достижением стало принятие постановления правительства от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Оно устанавливает для госкомпаний обязательный годовой объем закупок заказчиками у субъектов МСБ не менее 18%, минимальную 10-процентную квоту для прямых закупок, а также детально регламентирует все особенности проведения процедур закупок для МСБ. С 1 июля 2015 г. постановление будет распространяться на компании с госучастием, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд рублей, а 1 января 2016 года охватит и все остальные.
Среди нововведений, которые существенно упростят доступ МСБ к закупкам госкомпаний, - увеличение доли электронных торгов, выделение в структуре закупок инновационной продукции взамен традиционной, ускоренные сроки возврата обеспечения заявок, подписания договоров и оплаты работ, минимальное 30-процентное авансирование, возможность применения факторинга.
Программы партнерства с малым и средним бизнесом утверждены далеко не во всех компаниях с госучастием. Однако в компаниях, которые определены как пилотные ("Газпром", "Россети", "РЖД", "Автодор"), "программы партнерства" уже начали реализовываться.
Во исполнение "дорожной карты" в госкомпаниях "Российские автомобильные дороги", "АК "Транснефть", "Россети", "Объединенная судостроительная корпорация" и некоторых других созданы совещательные органы по вопросам обеспечения эффективности проводимых закупок, в том числе у субъектов МСП.
Однако персональный состав таких совещательных органов очень различается, что, безусловно, не может не влиять на качество общественного контроля над закупками.
Представители госкомпаний часто высказывают мнение, что МСБ идет на тендеры с большой неохотой. Но со стороны малого и среднего бизнеса звучат вполне резонные предложения, как стимулировать активность. Это размещение информации о заказах на портале zakupki.gov.ru и использование пяти основных тендерных площадок для проведения закупок у МСБ (сейчас госкомпании в основном размещают заказы на собственных площадках, требующих значительную абонентскую плату). Это унификация требований к электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сейчас они разные - чтобы угодить всем госкомпаниям, приходится оформлять сразу несколько ЭЦП, что затратно. Это отказ от избыточных требований к документообороту и бумажных копий заявок. Требуется и создание единого реестра МСБ. Это возможно сделать на базе АСИ с привлечением всех заинтересованных сторон.
С февраля 2015 года закупки госкомпаний проверяются Контрольным управлением администрации президента РФ. На последнем заседании рабочей группы заместитель начальника департамента контроля в финансово-бюджетной сфере Контрольного управления президента РФ Ирина Краснова совершенно четко обозначила, что закупкам госкомпаний теперь будет уделяться особое внимание.