В приложениях к документу устанавливаются лимиты кредитования (по траншу А и траншу Б), форма договора уступки прав кредитора и другие показатели. Помимо договора, стандартная документация по синдицированному кредиту включает в себя соглашение о вознаграждении, методические рекомендации по расчету финансовых показателей и схему бухгалтерских проводок.
Как рассказал президент Ассоциации региональных банков России, зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, работа по стандартизации документации в сделках синдицированного кредитования проводилась в тесном взаимодействии с регулятором. Благодаря этому были внесены изменения в инструкцию ЦБ 139-И - в частности, введено определение синдицированного кредита и усовершенствованная методика определения уровня рисков по таким кредитам (например, сняты риски на управляющего залогом). Замдиректора департамента финансовой политики минфина Сергей Платонов отметил, что стандартизация минимизирует правовые риски для небольших банков при участии в крупных проектах, а для крупных банков - в глобальных проектах.
До появления стандартного договора, как отметили эксперты, рынок российских синдикаций сильно уступал рынку сделок на основе документации по стандартам международной Ассоциации кредитного рынка (Loan Market Association, LMA). Эти сделки совершаются в английском праве, а для того чтобы совершать сделки в российском праве, применялись разные документы и подходы к решению тех или иных вопросов, связанных со спецификой российского законодательства. "Мы надеемся, что стандартная документация не только унифицирует подходы разных банков, но и повысит интерес к синдицированному кредиту как банковскому продукту, позволяющему решать многочисленные задачи, поставленные заемщиками", - сказал старший управляющий директор, начальник управления синдицированного кредитования Sberbank CIB Юрий Корсун. Стандарты позволят в конкретных сделках конструктивно согласовывать позиции с использованием документов по российскому праву, добавил заместитель директора юридического департамента Промсвязьбанка Дмитрий Гилеп.
Анатолий Аксаков считает, что внедрение стандартной документации позволит увеличить объем национального рынка синдицированного кредитования, снимет правовые риски и приведет к образованию вторичного рынка синдикации. А это, в свою очередь, повысит доступность кредитов при реализации крупных федеральных и региональных проектов.
С этим согласился и Юрий Корсун. По его мнению, наличие определенного количества крупных проектов - одна из причин уверенности в том, что синдицированные сделки будут, и представленный договор будет использоваться. "Если опираться на публичные источники, можно назвать часто обсуждаемый проект "Ямал СПГ". Потребности в финансировании там такие, что нет ни одного банка, который мог бы осилить такую сумму. Когда эти люди выйдут на рынок за деньгами, шансов нет никаких, кроме как объединяться в тот ли иной синдикат", - считает эксперт. Еще одна причина, по которой синдикаты будут востребованными, это реструктуризация, от которой, по словам Корсуна, "в этом году мы никуда не денемся". "Мы читаем прессу и знаем, что пара авиалиний попросила помощь у государства, сырьевые компании попросили помощи у государства, наверняка будут и другие запросы. Если мы увидим, что государство готово поддержать те или иные предприятия, проекты своей гарантией, то другого варианта, кроме как всем объединиться в единый синдикат и сделать это по российскому праву, просто не будет. Реструктуризации крупные, особенно где есть помощь государства, в другом формате просто не работают", - отметил эксперт.
По словам Корсуна, если провести расчет на основе данных ЦБ по рефинансированию корпоративных долгов, то можно увидеть потребности в рефинансировании и сопоставить с тем, что норматив Н6 первых десяти банков (максимальный размер риска на одного или группу связанных заемщиков) не покрывает даже половины этой потребности. "Мы предполагаем, что иностранные банки завтра не вернутся на рынок. Если мы вынуждены жить вот в этих реалиях, где внешних денег нет, то тогда внутренними ресурсами мы сможем удовлетворить эти потребности, только если мы начнем объединяться. Это все говорит о том, что так или иначе синдикатам быть и, соответственно, российскому праву быть", - заключил эксперт.
В декабре прошлого года Банк России направил в свои территориальные учреждения письмо, в котором дал рекомендацию принимать синдицированные кредиты в качестве обеспечения, если соблюдаются несколько условий. В частности, капитал банков должен быть не менее 300 млрд руб., а в договорах, предоставляемых в качестве обеспечения, не должно быть запрета на передачу прав требований третьим лицам (должна быть соблюдена процедура, по которой согласовывается порядок передачи прав требований третьим лицам). Регулятор настаивает на том, чтобы в законе было закреплено право любого из участников синдиката распоряжаться своими правами требования (в частности, уступать их).
Законопроект о синдицированном кредите сейчас проходит межведомственное согласование, правительство может внести его в Госдуму весной этого года.
Фото: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Евгения Носкова