В пояснениях к законопроекту указано несколько причин для новых норм. Это и количество жалоб, которое, как справедливо указывается, после обсуждения и принятия Закона "О потребительском кредите (займе)" резко снизилось (с 24% в 2012 г. до 11% - в 2014 г.). Это и незначительность действующих "расценок" за такие нарушения.
И если в Законе "О рекламе" есть положения, определяющие специфические требования к рекламе не только алкоголя и табака, лекарств и медицинских услуг, но и финансовых услуг, логично предположить наличие отдельной шкалы "наказаний" за нарушения в рекламе финансовых услуг и их соразмерность с объемом операций. Законопроект восполняет именно этот "пробел" - теперь штраф для юридического лица будет от 300 тысяч до одного миллиона рублей. А такой "тариф" не так-то легко будет "размазать ровным слоем" в выручке, заработанной такой рекламой, даже если банк и не печется о своей репутации...
И тогда только два вопроса остаются без ответа. Первый - будет ли закон действовать одинаково для всех, невзирая на повторяемость "наступления на те же самые" грабли одним и тем же юридическим лицом, и второй - поможет ли он тем заемщикам, которые, придя за кредитом в банк, в порыве погони за деньгами сначала добровольно подписывают получение не только кредита, но и приобретение дополнительных услуг, а затем возмущаются "навязанными" услугами, резко поднимающими для них стоимость кредита.
Ответ на первый вопрос - будем надеяться на понимание надзорным органом необходимости разделять первое нарушение и "рецидивы". Ответ на второй вопрос - введение "периода обдумывания", в течение которого после приобретения финансовой услуги от нее можно отказаться даже без уплаты процентов, но это требует дополнений и изменений совершенно в другие законы.