01.04.2015 22:00
Экономика

Торговые сети "заморозили" стоимость 56 самых важных товаров

Торговые сети "заморозили" стоимость 56 самых важных товаров
Текст:  Василий Миронов
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (6639)
До конца апреля во многих российских магазинах не будут дорожать 56 товаров. Среди них говядина, свинина, курица, пельмени, масло, хлеб, плавленый сыр, макароны, кофе, яблоки, соль, шоколад и даже виноградное вино.
Читать на сайте RG.RU
ФТС создаст "зеленый коридор" для скоропортящихся продуктов

Список этих товаров опубликовала на своем сайте Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует состояние цен в стране после введения Россией эмбарго на импорт продовольствия из Европы и США. В нем есть и промтовары, например, зубная паста, мыло и туалетная бумага.

Решение о заморозке приняли тринадцать крупных торговых сетей, которые занимают приличную долю рынка. Цены на эти товары в рознице могут снижаться, если они упадут у оптовиков, рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.

"Ближе к середине апреля пройдет обсуждение, что делать дальше, - сообщил он "Российской газете". - Исходя из того, как будет складываться ситуация на рынке будет принято решение о возможном продлении этой акции". И добавил, что из-за стабилизации курса рубля цены на ряд товаров в мае уже не потребуется "морозить".

В Польше начали массово скупать российские продукты

"Если тенденция роста цен на определенные группы товаров будет сохраняться, то будет принято решение о продлении моратория", - сказал Карпов.

В таблице, опубликованной ФАС, есть данные о минимальных и максимальных "замороженных" ценах. Эта "вилка" объясняется тем, что, например, магазин с самыми низкими ценами на хлеб в Москве зафиксировал стоимость батона в 8 рублей 40 копеек. Тогда как в магазине с самыми высокими ценами "замороженная" стоимость батона составила 27 рублей.

С сопоставлением этих данных, правда, есть проблема. "Компании предоставили достаточно много коммерческой информации, сведения достаточно подробные. Но они друг с другом трудно сопоставимы, -рассказывает представитель ФАС Павел Бугров. - Как правило, это разные упаковки от разных производителей и с разным весом. Так что и цены могут сильно отличаться".

Но, так или иначе, магазины дали понять, на какие продукты они сейчас обращают пристальное внимание. Каждый магазин определял сам, на какие товары фиксировать цены и на каком уровне. 56 наименований, вошедших в список, существенно шире определенного правительством перечня социально значимых продуктов (24 наименования, в том числе, мясо, рыба, масло, молоко, яйца, сахар, соль, хлеб, мука, крупы и некоторые фрукты и овощи).

Российские продавцы посчитали социально значимыми такие товары, как пельмени, чай, шоколад, консервированный горошек, майонез, килька в томатном соусе и туалетная бумага. Правда, случаи существенного расширения перечня, судя по таблице ФАС, все же единичны.

Увеличить

Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина замечает, что между стремлением исполнить социальные обязательства и желанием провести удачную пиар-кампанию есть тонкая грань. И чтобы понять, кто из сетей честно старается сдержать цены, а кто - заманить покупателей, нужно анализировать сопоставимые цены. Например, приводить все цены за определенные единицы объема (например, литр молока) или массы (килограмм свинины).

Россияне стали меньше тратить в магазинах

Разнородность данных приводит ко многим несостыковкам, указывает эксперт. Например, говядина в Нижнем Тагиле оказывается дешевле, чем в российской житнице - Белгороде. Или в Москве находится пачка сливочного масла за 38 рублей (дешевле литра молока). "Это может быть одноразовая упаковка в несколько грамм. Но никак не полноценная пачка нормального масла", - говорит Тюрина.

Та же ситуация по многим продуктам. Несопоставимость данных не дает сравнить и разницу по регионам. Кроме того, есть продукты, которые стоят одинаково во всех регионах, потому что минимальную цену объявила федеральная торговая сеть. Но на некоторые товары, - в основном, плодоовощной группы и рыба, - цены вполне показательны, указывает эксперт.

По ее словам, проблем с удержанием цен у магазинов быть не должно. По тем позициям, где цены выглядят адекватными, оптовая стоимость товаров сейчас не растет. Так что и давление на продавцов сейчас не оказывается, говорит она.

Еще не все сети прислали информацию о "замороженных" ценах, указывают в ФАС. Вероятно, служба будет дополнять или пересматривать полученные данные, говорит Павел Бугров. Возможно, к нынешнему списку "замороженных" продуктов добавятся и другие. Кроме того, в ведомстве считают, что сети и сами бы могли публиковать данные с конкретными ценами и товарами на своих информационных ресурсах. Или делать это организованно через Ассоциацию компаний розничной торговли. "Тогда потребители могли бы составлять для себя адекватную картину и идти в определенные магазины", - говорит представитель ведомства.

В ФАС обещают следить за тем, чтобы сети выполняли взятые на себя обязательства. Но также подчеркивают, что АКОРТ тоже должна следить за поведением своих членов. В случае обнаружения резкого роста цен на те или иные товары, Бугров советует посетителям магазинов направлять в ФАС обращение по обычной или электронной почте. "Все обращения мы рассматриваем и анализируем", - говорит представитель ведомства.

Отметим, что среди сетей, предоставивших в ФАС данные о "замороженных" ценах, находятся Атак, Ашан, Глобус, Вестер, Утконос, БИЛЛА, Зельгросс, Карусель, МЕТРО, О КЕЙ, Пятерочка, Перекресток. Кроме того, некоторые другие российские торговые сети ранее объявили о проведении такой же кампании, но данных в ФАС пока не предоставили.

Товары и цены