В среду Лозанну покинули главы МИД Китая, Франции и России, их остались представлять политдиректора (с российской стороны - заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков). Участие в пленарных заседаниях продолжили глава Госдепа США Джон Керри, руководитель иранского внешнеполитического ведомства Мохаммад Джавад Зариф, главы МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Великобритании Филип Хаммонд, а также шеф внешней политики ЕС Федерика Могерини.
Перед вылетом Сергей Лавров прокомментировал итоги промежуточного раунда переговоров, призванного стать решающим для определения судьбы иранского "досье". По словам министра, "можно уже с достаточной уверенностью сказать, что по всем ключевым аспектам окончательного урегулирования этой проблемы на уровне министров достигнуты принципиальные договоренности, которые будут положены на бумагу".
Напомним: переговоры затянулись, и 31 марта стороны так и не пришли к компромиссу по содержанию политической декларации. Только вчера в Лозанне было объявлено, что эксперты и политдиректора "шестерки" международных посредников (постоянные члены Совета безопасности ООН плюс Германия) вместе с иранцами приступают наконец к работе над "черновиком" документа.
Российский министр иностранных дел подтвердил: Москва внесла вклад в работу, предложив принцип поэтапности и взаимности и отстаивая безусловное право Ирана на мирный атом - при том что вся программа будет поставлена под контроль МАГАТЭ. И разумеется, при условии снятия всех санкций, которые были введены в отношении Ирана.
"Это не конец работы, и нынешний этап будет означать, что мы выполнили взятые на себя еще в ноябре обязательства сформировать политические рамки решения всех ключевых аспектов проблемы. До конца июня эксперты будут дорабатывать технические детали, потому что, как вы знаете, "дьявол в деталях", - объяснил Лавров. Он убежден: выход на финальные договоренности "представляется вполне достижимым и очень хорошим, создающим базу для полного закрытия всех вопросов, которые связаны с иранской ядерной программой".
Как и глава российского МИД, другие участники переговоров выражали сдержанный оптимизм. После телефонного разговора со Штайнмайером канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что "большая часть пути пройдена". При этом она уточнила: "Такие переговоры могут быть завершены только тогда, когда все отдельные вопросы будут разрешены".
Как утверждают источники в западных делегациях, переговорщики добились успеха "только наполовину" - в той части, которая касается параметров научно-исследовательской деятельности иранских ядерщиков (количество центрифуг, работа реактора на тяжелой воде и завода по обогащению урана). Согласованной позиции по поводу графика снятия санкций с Ирана, согласно утечкам, до последнего не было.
В иранском МИД на этот счет выразились предельно жестко. Как заявил замминистра Аббас Аракчи, Тегеран не пойдет на подписание соглашения с "шестеркой" без ясной перспективы отмены санкционных мер международным сообществом. Суть сделки как раз состоит в том, что Иран гарантирует невоенный характер своей ядерной программы, а Совет безопасности ООН отменяет действие резолюций в отношении Тегерана. Однако этот ключевой вопрос остается камнем преткновения. Ранее дипломатические собеседники "РГ" объясняли: в то время как иранцы настаивают на "пакетном" снятии санкций, американцы предпочитают сначала добиться подписания соглашения, а потом уже говорить о конкретных сценариях.