Михаил Григорьевич, когда-то вычитала у Ильи Эренбурга: "Тишина, ты лучшее из всего, что слышал". Парадокс? Не без того. Но порой действительно очень хочется тишины. Заткнуть уши? Комфорт глухоты длится недолго - без мира звуков жизнь ущербна. Но в категорию ущербности попадает все больше людей?
Михаил Лейзерман: В последнее время появилось немало возможностей предотвращения развития тугоухости, глухоты. Немало новых средств избавления от них. И при этом, как вы правильно заметили, жертв глухоты все больше. С различными нарушениями слуха сталкивается каждый пятый человек планеты. И такое может произойти в любом возрасте. Главный виновник этой парадоксальной ситуации - достижения цивилизации. И не только среди тех, кто любит громкую музыку. Молодежь не расстается с наушниками с утра до вечера. И даже ложась спать, забывает их снять. Так она приобщается к музыке, так слушает новости, "читает" книги, изучает иностранный язык. Как будто все во благо. Но тем самым они наносят травму, подчас необратимую, своему уху.
Почему?
Михаил Лейзерман: Дело в том, что звук, исходящий из наушников, на близком расстоянии от барабанной перепонки, не физиологичен для органа слуха. Среднее ухо так устроено, что тихие звуки оно усиливает, а громкие, благодаря системе мышц барабанной полости, напротив, уменьшает. А обладатель наушников хочет слышать громкую музыку и усиливает звук. И такое, без последствий для слуха, ухо выдерживает не более часа. По громкости не больше 90 дцб.
То, что происходит за пределами этих цифр, явно во вред нашему слуховому анализатору. Ухо остается беззащитным, поскольку мышцы, утомленные звуком, перестают выполнять свои защитные функции, и громкие звуки повреждают волосковый аппарат внутреннего уха. А это напрямую ведет к снижению слуха. По данным ВОЗ, за последние 10 лет количество плохо слышащих детей возросло в 4 раза. Со взрослыми несколько лучше ситуация. Прежде всего потому, что у них уже сформирован орган слуха, он менее уязвим. Кроме того, взрослые все-таки меньше времени проводят в наушниках.
Представляю, как ополчатся производители и продавцы наушников. Ведь то и дело идет массированная реклама чудо-наушников, которые и внешне красивы, и удобны, и звук не искажают, и так далее.
Михаил Лейзерман: Я не против рекламы. Но я прежде всего врач. И буду говорить именно с точки зрения врача. Так вот, существует несколько типов наушников. Вы спросите меня, какие выбрать, какие менее опасны? Менее опасны большие наушники, которые закрывают ушную раковину и тем самым изолируют ухо от внешнего шума. И потому они не требуют самой большой громкости. Опаснее всего маленькие наушники, которые вставляются непосредственно в слуховой проход. Они не отгораживают человека от внешнего шума. А потому чтобы лучше слышать нужные звуки, носитель таких наушников, увеличивает громкость.
Должен еще сказать: человек с наушниками на улице не только теряет остроту слуха, но все чаще становится жертвой дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы с наушниками в три раза чаще попадают под машину. Я сам постоянно за рулем. И когда вижу на дороге человека в наушниках, да еще с капюшоном на голове, который ограничивает боковое зрение, начинаю срочно тормозить - понимаю, что он меня не видит и не слышит.
Я знаю, что среди ваших пациентов немало рок-исполнителей. И вы бываете на их концертах...
Михаил Лейзерман: Помню, сидел в первом ряду. После этого три дня меня мучил шум и заложенность в ухе. Короче, от такого концерта такой же эффект, как при стрельбе из артиллерийских орудий. Известно же, что большинство артиллеристов страдают тугоухостью. Свежий пример: знаменитый английский музыкант и ударник группы Genesis Фил Коллинз объявил о прекращении концертной деятельности в связи с резким снижением слуха. То есть стал жертвой собственного таланта.
Тупик? Дети будут пополнять ряды тугоухих?
Михаил Лейзерман: Я думаю, что родители не должны идти на поводу у детей и не покупать им современные, модные, красивые наушники. Я наивен? Детей от наушников, как и от компьютеров, не оторвать? Увы, может и так. И все-таки: надо не просто стараться. А надо добиться, чтобы время в наушниках было строго ограничено. Иного пути, к сожалению, нет. Но если такая беда уже произошла, а это именно беда, не теряйте времени, ведите ребенка к врачу - к отоларингологу или сурдологу. Надо вовремя начать лечение, чтобы предотвратить необратимые изменения, глухоту.
А еще можно что-то исправить? Как?
Михаил Лейзерман: Нужно прекратить воздействие громких звуков на ухо, проводить грамотную сосудистую и витаминную терапию по назначению и под руководством специалиста.