Необходимость в создании морского варианта этой винтокрылой машины возникла после заключения контракта на постройку во Франции для ВМФ России кораблей типа "Мистраль". Закупать для этого корабля еще и вертолеты на Западе не было никакой нужды. У нас корабельные вертолеты всегда были не хуже, чем у них. Несколько лет назад "Мистраль" французских ВМС заходил в Санкт-Петербург с дружеским визитом. И тогда же на его палубу совершил пробную посадку сухопутный Ка-52. Оказалось, он идеально вписывается в габариты корабля, в том числе в его вертолетный ангар. И было принято решение создать морскую версию "Аллигатора".
Дело это, кстати, непростое. Ведь требовалось не только сделать лопасти складными, но и добиться того, чтобы все системы машины могли работать в условиях повышенной влажности и солености окружающей среды. К тому же управление вертолетом, летающим над морскими и океанскими просторами, имеет свои особенности, существенно отличающиеся от полетов над сушей. И эту задачу тоже надо было решать. Специалисты фирмы "Камов" со всеми проблемами справились. Ка-52 был существенно обновлен, и его корабельная версия уже приступила к летным испытаниям.
По традиции вертолеты корабельного базирования имеют буквенную приставку "К" к цифровому индексу. Вертолетостроители решили, что и имя у морской машины должно быть соответствующим. Поскольку "Черная акула" уже есть, Ка-52К назвали "Катраном" - тоже акула, да еще и колючая.
Ударная мощь Ка-52К стала выше, чем у сухопутного Ка-52. Ведь он должен нести ракеты, способные утопить вражеский корабль. На Ка-52К установлена лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и система обработки видеоизображений семейства "Охотник". Радиолокационный комплекс "Арбалет" позволяет вертолету эффективно решать боевые задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех.
Однако, по словам гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" Николая Колесова, уже сейчас можно приступать к существенной модернизации бортового оборудования. И это может сделать Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной.
Предлагается оснастить вертолет новой радиолокационной станцией со встроенным сантиметровым диапазоном частот. Это позволит повысить дальность обнаружения морских и воздушных целей в два раза, что составляет почти 200 км. В таком случае Ка-52К сможет использовать противокорабельные ракеты типа Х-31АД и Х-35. Сейчас они могут применяться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К. Ракеты Х-31АД и Х-35 способны нанести серьезные повреждения даже вражеским крейсерам.
Можно добавить, что Ка-52К, как и обычный Ка-52, оснащен высокоэффективным комплексом активной защиты "Витебск", делающим наши вертолеты почти неуязвимыми для ракет с инфракрасными головками самонаведения. Все то, что делает "Катран" самым мощным боевым корабельным вертолетом в мире, разработано и произведено в России.
Еще в СССР был создан десантно-штурмовой вертолет Ка-29. Он мог десантировать на берег подразделение морских пехотинцев, а затем поддерживать высадку огнем. Значительно модернизированные Ка-29 вновь станут в строй морской пехоты. Тем более что работать они смогут под прикрытием "Катранов", обладающих ураганной огневой мощью. И Ка-29, и Ка-52К способны базироваться на всех российских боевых кораблях, где есть вертолетные площадки.
Так что если "Мистрали" и не поставят в Россию, наша страна объективно уже получила корабельные вертолеты нового поколения. С учетом того, что отечественная конструкторская мысль и раньше опережала западную во всем, что касалось морских вертолетов, в авиации ВМФ произойдет качественный скачок в усилении своей мощи.
Никто не спорит - американцы сильны во всем, что касается авианосной авиации. Зато в СССР были лучшие для своего времени вертолетоносцы. Именно в наших корабельных вертолетах впервые была реализована идея боевого управления, которая сегодня считается американской - сетецентрической. С учетом уникальных возможностей Ка-29 и Ка-52К десантные корабли приобретают совершенно новые боевые качества. Может быть, это стало одной из причин того, что французские вертолетоносцы до сих пор не встали в строй ВМФ.
Стоит сказать добрые слова в адрес Ка-29. Машина не очень-то и известна. А ведь в свое время это был настоящий прорыв. На базе небольшого
и как бы узкоспецифичного Ка-27 удалось создать вертолет, который назвали "морским казаком". Это может быть обычный пахарь неба, выполняющий поисково-спасательные работы в море. А навесь на него "боевую сбрую", и вертолет сразу превращается в десантно-штурмовую машину.