03.04.2015 14:10
Русское оружие

Ка-52К получит мощные противокорабельные ракеты

Новейшие корабельные вертолеты Ка-52К модернизируются
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (6641)
Ударный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор", создававшийся в сухопутной версии, сможет базироваться и на кораблях. Значительно расширены его боевые возможности.
Читать на сайте RG.RU
Вертолет Ка-52 "Аллигатор"

Необходимость в создании морского варианта этой винтокрылой машины возникла после заключения контракта на постройку во Франции для ВМФ России кораблей типа "Мистраль". Закупать для этого корабля еще и вертолеты на Западе не было никакой нужды. У нас корабельные вертолеты всегда были не хуже, чем у них. Несколько лет назад "Мистраль" французских ВМС заходил в Санкт-Петербург с дружеским визитом. И тогда же на его палубу совершил пробную посадку сухопутный Ка-52. Оказалось, он идеально вписывается в габариты корабля, в том числе в его вертолетный ангар. И было принято решение создать морскую версию "Аллигатора".

Зарубежные СМИ высоко оценили новый российский танк Т-14 "Армата"

Дело это, кстати, непростое. Ведь требовалось не только сделать лопасти складными, но и добиться того, чтобы все системы машины могли работать в условиях повышенной влажности и солености окружающей среды. К тому же управление вертолетом, летающим над морскими и океанскими просторами, имеет свои особенности, существенно отличающиеся от полетов над сушей. И эту задачу тоже надо было решать. Специалисты фирмы "Камов" со всеми проблемами справились. Ка-52 был существенно обновлен, и его корабельная версия уже приступила к летным испытаниям.

По традиции вертолеты корабельного базирования имеют буквенную приставку "К" к цифровому индексу. Вертолетостроители решили, что и имя у морской машины должно быть соответствующим. Поскольку "Черная акула" уже есть, Ка-52К назвали "Катраном" - тоже акула, да еще и колючая.

Ударная мощь Ка-52К стала выше, чем у сухопутного Ка-52. Ведь он должен нести ракеты, способные утопить вражеский корабль. На Ка-52К установлена лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и система обработки видеоизображений семейства "Охотник". Радиолокационный комплекс "Арбалет" позволяет вертолету эффективно решать боевые задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех.

Войска в Заполярье получат морозоустойчивые вертолеты

Однако, по словам гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" Николая Колесова, уже сейчас можно приступать к существенной модернизации бортового оборудования. И это может сделать Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной.

Предлагается оснастить вертолет новой радиолокационной станцией со встроенным сантиметровым диапазоном частот. Это позволит повысить дальность обнаружения морских и воздушных целей в два раза, что составляет почти 200 км. В таком случае Ка-52К сможет использовать противокорабельные ракеты типа Х-31АД и Х-35. Сейчас они могут применяться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К. Ракеты Х-31АД и Х-35 способны нанести серьезные повреждения даже вражеским крейсерам.

Можно добавить, что Ка-52К, как и обычный Ка-52, оснащен высокоэффективным комплексом активной защиты "Витебск", делающим наши вертолеты почти неуязвимыми для ракет с инфракрасными головками самонаведения. Все то, что делает "Катран" самым мощным боевым корабельным вертолетом в мире, разработано и произведено в России.

Еще в СССР был создан десантно-штурмовой вертолет Ка-29. Он мог десантировать на берег подразделение морских пехотинцев, а затем поддерживать высадку огнем. Значительно модернизированные Ка-29 вновь станут в строй морской пехоты. Тем более что работать они смогут под прикрытием "Катранов", обладающих ураганной огневой мощью. И Ка-29, и Ка-52К способны базироваться на всех российских боевых кораблях, где есть вертолетные площадки.

Ушел из жизни выдающийся создатель вертолетов Марат Тищенко

Так что если "Мистрали" и не поставят в Россию, наша страна объективно уже получила корабельные вертолеты нового поколения. С учетом того, что отечественная конструкторская мысль и раньше опережала западную во всем, что касалось морских вертолетов, в авиации ВМФ произойдет качественный скачок в усилении своей мощи.

Никто не спорит - американцы сильны во всем, что касается авианосной авиации. Зато в СССР были лучшие для своего времени вертолетоносцы. Именно в наших корабельных вертолетах впервые была реализована идея боевого управления, которая сегодня считается американской - сетецентрической. С учетом уникальных возможностей Ка-29 и Ка-52К десантные корабли приобретают совершенно новые боевые качества. Может быть, это стало одной из причин того, что французские вертолетоносцы до сих пор не встали в строй ВМФ.

Стоит сказать добрые слова в адрес Ка-29. Машина не очень-то и известна. А ведь в свое время это был настоящий прорыв. На базе небольшого

и как бы узкоспецифичного Ка-27 удалось создать вертолет, который назвали "морским казаком". Это может быть обычный пахарь неба, выполняющий поисково-спасательные работы в море. А навесь на него "боевую сбрую", и вертолет сразу превращается в десантно-штурмовую машину.

Вооружение России