В феврале этого года органы управления КТК приняли решение ускорить начало возврата задолженности перед акционерами. Это стало возможным, поскольку у консорциума появился финансовый резерв, необходимый для завершения работ по проекту расширения трубопроводной системы. Событие, ставшее результатом многолетней напряженной работы, для КТК значимое.
Официально трубопровод КТК, соединяющий Тенгизское нефтегазовое месторождение в Западном Казахстане с морским терминалом Южная Озереевка на российском побережье Черного моря близ Новороссийска, был введен в эксплуатацию в 2003 году. Его пропускная способность была рассчитана на 28 млн т в год. Вскоре в систему стала поступать не только казахстанская, но и российская нефть. К осени 2006 года на морском терминале было отгружено 100 млн т.
Однако нефтедобыча на Тенгизском месторождении продолжала расти, и уже через несколько лет стало очевидно: мощности трубы недостаточно. В 2010 году применение антифрикционных присадок позволило поднять ее до 35 млн т, но и этого было мало. Вместе с тем проект КТК с самого начала разрабатывался с таким расчетом, что первоначальную пропускную способность нефтепровода можно будет увеличить почти в 2,5 раза. В декабре 2010 года акционеры приняли решение об инвестициях в проект расширения трубопроводной системы консорциума, а через полгода был дан старт практическим работам.
Чтобы довести пропускную способность трубы до 67 млн т нефти в год (а с использованием антифрикционных присадок - до 76 млн), необходимо было на первом этапе модернизировать существующие объекты КТК, заменить 88 км трубы на территории Казахстана, построить третье выносное причальное устройство и три резервуара по 100 тыс. куб. м на морском терминале Южная Озереевка. На втором этапе - возвести пять новых НПС и увеличить мощность нефтепровода до 48 млн т, на третьем - построить еще пять НПС и три резервуара-стотысячника (такие, кстати, в России строит только КТК). По сути, это еще одна масштабная стройка. При этом трубопровод останавливать не предполагалось. В середине 2013 года от причала морского терминала КТК вышел трехтысячный танкер с нефтью.
Сейчас проект расширения вступил в завершающую стадию реализации. До декабря этого года все строительно-монтажные работы должны быть завершены.
Что даст этот проект? Прежде всего вдвое (с 1 до 2 млрд долл.) вырастет тарифная выручка. А поскольку Россия - крупнейший акционер консорциума, нашей экономики это касается в первую очередь.
Кроме того, открываются новые перспективы. Речь главным образом о Кашагане - гигантском шельфовом нефтегазовом месторождении Казахстана в северной части Каспийского моря. Это одно из крупнейших месторождений, открытых в мире за последние 40 лет. Западные эксперты оценивают общие запасы нефти в 36 млрд баррелей, из них 10 млрд - извлекаемые. Добыча началась там в сентябре 2013 года, но вскоре была приостановлена из-за утечки газа, вызванной повреждением трубопровода. Все 200 км труб предстоит заменить, но до конца будущего года казахстанские власти рассчитывают возобновить добычу. На первом этапе разработки месторождения предполагается извлекать 25 млн т нефти в год, на втором - 50 млн. Пиковая добыча должна составить 75 млн т в год.
Отправлять нефть планируется по пяти направлениям: южному, турецкому, балканскому, китайскому и российскому, на котором "Транснефть" и КТК должны стать главными трубопроводными операторами. Так что расширение придется как нельзя кстати
Акционеры КТК:
Российская Федерация (представлена "АК "Транснефть"") - 24%;
Национальная компания "КазМунайГаз" - 19%;
"Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани" - 15%;
Лукарко Б.В. - 12,5%;
"Мобил Каспийская трубопроводная компания" - 7,5%;
"Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед" - 7,5%;
"КТК Компани" - 7%;
"БГ Оверсиз Холдингс Лтд" - 2%;
"Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л." - 2%;
"Казахстан Пайплайн Венчурс" - 1,75%;
"Орикс Каспиан Пайплайн Лтд" - 1,75%
Эндрю МакГран, председатель совета директоров "КТК-Р", президент "Шеврон Нефтегаз Инк."
Судя по тому, как мы выдерживаем бюджетные параметры и сроки, проект расширения идет хорошо. И затраты будут очень близки к бюджету, утвержденному акционерами на момент принятия окончательного решения по инвестициям. В мире мало найдется крупных проектов в нефтегазовой отрасли, в отношении которых можно сказать то же самое. КТК по праву может этим гордиться.
Николай Брунич, генеральный директор КТК
Масштабное строительство ведется на действующих объектах, круглосуточно осуществляющих транспортировку нефти во все увеличивающихся объемах. И то, что оба этих рода деятельности удается гарантированно безопасно совмещать, свидетельствует: все участники процесса работают единой командой, буквально с полуслова понимая друг друга.