07.04.2015 00:42
Экономика

Названы решающие критерии отбора при приеме на работу

Заниматься имиджем работодателя должен маркетолог
Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №13 (992)
В ближайшие пять лет наиболее важным критерием при отборе новых сотрудников будет "опыт работы", показало исследование компании Universum. Именно его назвали основной характеристикой более двух тысяч генеральных директоров и HR-специалистов. Растет значимость стажировок и программ развития, позволяющих молодым людям раньше приобрести рабочий опыт. При этом лишь у 3 из 10 компаний есть комплексная коммуникационная стратегия для привлечения талантов.
Читать на сайте RG.RU

Кроме того, результаты исследования содержат несколько неожиданных выводов. Примечательно, что "личные качества" и "коммуникативные навыки" были названы в качестве второго и третьего наиболее важных критериев отбора кандидатов после "опыта работы" и оказались важнее, чем академические успехи и опыт лидерства. Конечно, образование по-прежнему имеет значение, но работодатели именно так расставляют приоритеты на нынешнем рынке труда. Ведь то, как человек учится, не всегда позволяет определить, насколько он будет хорош как работник.

Владимир Гутенев: Кадровая ситуация в России изменилась к лучшему

Появилась новая тенденция в сфере поиска новых сотрудников: выросло внимание к тому, насколько кандидат соответствует корпоративной культуре. "Значимость соответствия корпоративной культуре для работодателей ведет к интересным последствиям, - считает Питер Гетенштедт, глава глобального направления консалтинга компании Universum. - Поскольку компании все больше полагаются на статистические данные в процессе найма, мы вскоре увидим новые интересные способы использования этих данных для измерения и оценки личных качеств и навыков межличностного общения кандидатов.

Наиболее востребованным карьерным типом сегодня является "лидер", и в ближайшие пять лет ситуация не изменится. Большинство функциональных подразделений согласны с тем, что им нужны лидеры, но ожидания у них отличаются. Четверть генеральных директоров (26%) заявили, что лидеры вдохновляют своих сотрудников, 31% - что лидеры сосредоточены на цели, 26% - что лидеры являются чрезвычайно ответственными. 31% HR-специалистов считают, что лидеры четко определяют планы развития для своих команд, а 27% менеджеров по маркетингу уверены, что лидеры должны быть образцами для подражания.

По словам вице-президента по персоналу группы "Астерос" Ирины Смоляковой, с точки зрения программ развития лидерства в компаниях, конечно, есть над чем работать. Типично российский подход - набрать персонал на исполнительские позиции, а потом спустя долгие годы из этих людей пытаться сделать лидеров. Однако к этому вопросу необходимо подходить на начальном этапе профессионального роста специалиста, уверена эксперт, а еще лучше - в рамках конкретных проектов.

Например, сотрудники могут выдвигать свои инициативы, улучшающие разные сферы бизнеса, и участвовать в их реализации, если они проходят внутренний отбор. "По итогам прохождения тренингов лидером стать нельзя. Но воспитать в себе лидерские качества можно и нужно. Самые эффективные программы - когда сотрудников привлекают к реализации стратегии компании, когда они участвуют в конкретных программах и проектах. И это не должно быть разовой акцией, в этой ситуации необходим системный подход", - заключила Смолякова.

Несмотря на то что брендинг работодателя является приоритетной задачей для многих организаций, только около 30% компаний имеют комплексную коммуникационную стратегию. Соцмедиа рассматриваются как наиболее важный канал коммуникации для продвижения бренда работодателя и, пожалуй, неудивительно, что большинство респондентов ожидают увеличения бюджета на продвижение в социальных медиа в течение ближайших пяти лет. Однако только у 20% компаний в штате есть сотрудник, отвечающий за брендинг работодателя в соцсетях. Соцмедиа становятся все более популярны, потому что позволяют компаниям добиваться больших результатов меньшими усилиями, но это означает, что им придется делать акцент на своих уникальных отличиях, отмечают в Universum. Сейчас лишь около половины компаний оценивают свою работу в соцсетях с помощью ключевых показателей эффективности (KPI), но в течение пяти лет их число должно увеличиться до 70%.

Как выпускникам вузов найти работу

Брендинг работодателя, будучи приоритетным направлением, связан с различными функциональными подразделениями в разных отраслях. В то время как значимость брендинга работодателя возрастает, мнения относительно разделения ответственности за него разнятся в зависимости от того, к кому вы обращаетесь с вопросом. По мнению участников исследования, брендингом должны заниматься все. В опрошенных организациях департаменты корпоративных коммуникаций и маркетинга в большей степени отвечают за действия, связанные с брендингом работодателя. В то же время ответственность за результаты преимущественно лежит на HR-специалистах и генеральных директорах.

Развивать направление брендинга должен отдельный человек с опытом маркетинга и бренд-менеджмента, уверен Андрей Алясов, генеральный директор компании Changellenge: "Традиционно большинство компаний на рынке допускают серьезную ошибку: берут на позицию руководителя брендинга работодателя человека из департамента HR, как правило, экс-рекрутера. И тут начинаются сложности: рекрутеру нужен результат здесь и сейчас, а работа с брендом - это стратегическая игра "вдолгую". Кроме того, важно здорово разбираться в маркетинговых инструментах и в особенности в digital".

Интересно, что хотя более 60% маркетинговых, HR- и коммуникационных команд видят потребность более тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон в течение ближайших пяти лет, только около 53% генеральных директоров рассматривают это как нечто необходимое. "Бренд работодателя является по сути дела мультипликатором всех усилий сотрудников HR-отдела. Идеальный человек - это маркетолог, который находится в прямом подчинении у HR-директора. При этом только 70% работы по бренду может сделать ответственный специалист. Примерно 30% результата лежит на топ-менеджерах, так как именно они являются рупорами компании. По нашему опыту, участие менеджмента, в особенности генерального директора, повышает эффективность проводимых мероприятий на 30-50%", - отмечает Андрей Алясов.

Занятость