08.04.2015 20:20
Общество

На Урале полицейские рассказали, как будут наказывать наркоманов

Принудительная реабилитация станет главным наказанием для наркоманов
Текст:  Светлана Добрынина (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (6646)
Новые подходы в борьбе с наркоманией разрабатывали на минувшей неделе в Екатеринбурге. Проблему изучали всесторонне, в прямом смысле этого слова. В центральном конференц-зале Свердловского областного суда проходила всероссийская научно-практическая конференция, посвященная совершенствованию правовой базы государственной антинаркотической политики. А в кабинетах того же Дворца правосудия шла подготовка к финальному заседанию по громкому делу о незаконных методах лечения наркоманов: судья должен вынести приговор Евгению Маленкину - одному из руководителей екатеринбургского фонда "Город без наркотиков".
Читать на сайте RG.RU

На наш взгляд, совпадение не случайно. Представители силовых и судебных органов утверждают, что создание действенной системы реабилитации наркозависимых может привести к перевороту в борьбе с распространением зелья.

Журналист "РГ" посетил Музей по борьбе с наркотиками в Мьянме

- Сегодня силовые ведомства азартно "крошат" рядовых наркоманов, в массовом порядке отправляя их в места лишения свободы. Эта ситуация устраивает наркомафию - клиентов у нее только прибавляется, но не устраивает общество, которое надеется, что государство поможет вернуть  наркоманов к нормальной жизни, - заявил на конференции директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН) Виктор Иванов.

По данным ведомства, из 83 тысяч человек, задержанных в прошлом году полицейскими и обвиненных в хранении наркотиков, 70 тысяч были обычными наркоманами, имевшими при себе пару доз для укола.

- Получается, Ивана Сидорова, который хранил без цели сбыта, то есть для собственного потребления, 2,5 грамма героина, приравнивают по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону, - возмущался Иванов.

Безнаказанной пагубную страсть оставлять, конечно же, нельзя, считает глава ФСКН. Задержанных наркоманов необходимо еще во время следствия или прямо из зала суда направлять на принудительное лечение, а не за решетку.

- Помимо социального эффекта такой подход выгоден государству и с экономической точки зрения. Суммарные бюджетные затраты на арест, следствие, суд и содержание наркоманов в пенитенциарных учреждениях ежегодно составляют 96 миллиардов рублей. Изменение методов воздействия на наркозависимых даст стране десятикратную экономию средств налогоплательщиков, - убежден директор ФСКН.

Ни шока, ни даже удивления предложение Виктора Иванова у участвующих в конференции   депутатов Государственной Думы, представителей прокуратуры и судебного сообщества не вызвало. Идея принудительного лечения страдающих от наркозависимости уже не первый год муссируется в обществе. Более того, уже внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, которые предусматривают альтернативное реабилитационно-воспитательное наказание. Как и во многих европейских странах, российского наркомана судья может поставить перед выбором: либо отправиться на зону, либо на длительное лечение к наркологу.

Зарубежный опыт показывает, что большинство предпочитает вернуться к здоровому образу жизни. Но, в отличие от колонии, где заключенного обязано содержать государство, оплатить лечение наркоман должен сам, если не нашлось свободного места в государственном реабилитационном центре. При этом все специалисты отмечают, что эффективной государственной системы принудительной реабилитации в России еще не создано и огромные надежды возлагаются на активность общественных организаций.

Рамзан Кадыров назван Человеком года в борьбе с наркотиками

Первое в России движение по борьбе с наркоманией - фонд "Город без наркотиков" - зародилось в девяностые годы в Екатеринбурге. В те времена, по данным, озвученным сейчас ФСКН, ежегодно от употребления зелья в России умирало 140 тысяч человек. Сейчас их число уменьшилось примерно на 50 тысяч, но список все равно велик.

При екатеринбургском фонде создали несколько центров реабилитации. Уральский опыт борьбы с наркозависимостью переняли во многих регионах, в том числе в Тюменской области. В то же время у правоохранительных органов стали возникать вопросы к сотрудникам фонда относительно методов реабилитации. Вопросы вылились в проверки с участием ОМОНа и скандальные уголовные дела, чаще всего по статье УК, связанной с незаконным лишением свободы.

В выборе средств реабилитации "Город без наркотиков" действительно не стеснялся. В первые недели, чтоб снять острую тягу к зелью, пациентов пристегивали наручниками к кроватям, почти не кормили, а пытавшихся сбежать из "лечебного профилактория" закрывали в штрафных изоляторах. Собственно, дело вице-президента фонда Евгения Маленкина стало последней каплей, заставившей государственные структуры задуматься над созданием более гуманной альтернативы таким радикальным подходам к искоренению пагубного пристрастия.

Уголовное дело в отношении Маленкина было возбуждено в 2012 году после скандала, в центре которого оказался реабилитационный центр фонда в поселке Сарапулка под Екатеринбургом, где умерла пациентка. Девушке, находящейся в критическом состоянии, не оказали полноценную медицинскую помощь. При выяснении причин смерти вскрылись иные шокирующие подробности лечения. Представители правоохранительных структур даже назвали центр концлагерем.

Сотрудники "Города без наркотиков" стали фигурантами нескольких уголовных дел. В частности, вице-президента признали виновным по трем статьям: организация незаконного лишения свободы, незаконное использование спецсредств, незаконный сбыт наркотиков. Следственные действия и судебное разбирательство растянулись более чем на два года. Обвинение требует отправить общественного борца с наркоманией в колонию на шесть с половиной лет. Сам Евгений в последнем слове признал себя виновным лишь в том, что реабилитантов центра действительно держали в неволе. Приговор в облсуде должны были вынести еще на прошлой неделе, но по неясным причинам перенесли оглашение вердикта на 9 апреля. Возможно, чтобы не будоражить общественное мнение сразу после статусной конференции, посвященной, по сути, той же проблеме.

Койки наперечет

- В Уральском федеральном округе только на учете состоит более 32 тысяч лиц, больных наркоманией. При этом на территории УрФО действует всего восемь государственных реабилитационных центров, в которых одновременно могут разместиться 340 наркозависимых, - приводит печальную статистику начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в УрФО Сергей Филипенко. - Поэтому важная роль отводится негосударственным лечебницам. По данным на начало года, в УрФО работало 118 таких учреждений, 22 из них созданы в 2014-м. К сожалению, частные центры не всегда действуют в рамках закона. Они должны проходить процедуру лицензирования, и им, конечно, нужно помогать.

Глава ФСКН призвал не арестовывать наркоманов ради статистики

Правовая база разработана в Государственной Думе еще в прошлом году. Более того, программа контроля и поддержки негосударственных реабилитационных центров предполагала стимулирование "передовиков".

- Предусмотрены гранты для общественных организаций, которые проводят цивилизованную политику реабилитации. Но из федерального бюджета деньги пока не выделены. Программа заморожена по экономическим причинам, инициативу передали регионам. Сегодня в 15 областях поддерживают антинаркотические проекты, в том числе рублем, - говорит глава ФСКН Виктор Иванов. 

Кстати

В 2013 году близ Екатеринбурга открылся первый в регионе государственный центр реабилитации "Урал без наркотиков". За полтора года в его стационар поступило 356 человек, завершили лечение 179 пациентов. Специалисты центра делают упор на общественную реабилитацию больных. С ними работают психотерапевты, наркологи, социальные работники. По данным губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, из тех, кто прошел курс реабилитации, 80 процентов не вернулись к употреблению наркотиков. Менее половины - 69 человек - устроились на постоянную работу, 10 решили заняться волонтерской деятельностью, 72 пытаются и дальше избавиться от зависимости, посещая группы анонимной взаимопомощи.

Соцсфера Охрана порядка Свердловская область МВД Урал и Западная Сибирь